П. Агафошин2
Известное замечание Толстого — «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — можно отнести и к постановке правой руки на гитаре. Позиция правой руки при извлечении звука определяется акустическими, механическими и психологическими соображениями. Поэтому у исполнителей высокого класса постановка правой руки в основном очень схожая. Различия диктуются, главным образом, разницей в длине и гибкости большого пальца, но и в этом случае постановка в целом не отступает от нормы, определяемой функцией руки.
И наоборот, наблюдается множество форм ошибочной позиции. Иногда их причиной являются врожденные особенности строения рук, тогда критические замечания и попытки исправления бессмысленны. Но при ближайшем рассмотрении обычно оказывается, что постановочные ошибки вызваны бесцельными усилиями, неосознанным напряжением или «недогруженностью» необходимых мышц. (В последнем случае происходит чрезмерное мышечное сокращение других участков.) Врожденные недостатки сказываются на технике, но их не следует преувеличивать. Вместо этого мы должны понять, почему «плохая» постановка неправильна, чтобы лучше оценить правильность «хорошей».
Ч. Дункан1
Гитарные учителя сильно погрешили тем, что, обращая внимание только на левую руку, мало заботились о воспитании и развитии правой… Чистота, отчетливость и быстрота темпа при исполнении мелодических пассажей и рулад зависят наичаще от правильного, логичного распределения пальцев правой руки и в особенности от верного назначения пальца, которым следует начать такой пассаж. Говоря вообще, нежность, приятность и сила звуков, а равно и беглость, блеск, изящество, выражение и стиль игры зависят большею частью от правой.
Н. Макаров2
Простейшее арпеджио — восходящее, по формуле р-г-т-а.
При всей простоте оно является краеугольным камнем для всех видов восходящего арпеджио. Оно служит основой одного из самых привлекательных гитарных приемов — разложенного аккорда.
Для его исполнения подготовьте пальцы на струнах, как для игры аккорда. Проверьте прочность контакта ногтей со струнами. Чтобы устранить всякую расхлябанность внутри игрового механизма «кисть—струна», увеличьте нажим. Затем исполните звуки арпеджио осознанным для каждого пальца импульсом. Следите, чтобы звукоизв-лечение было больше похоже на толчок, чем на щипок. Исполнение должно ощущаться как выброс энергии, а не усилие, — вспомните еще раз аналогию со стрелой и луком: вы посылаете стрелу, отпуская тетиву. Ограничивайте инерцию движения пальцев: чем она сильнее, тем протяженнее их возврат в исходное положение.
Ч. Дункан3
…Ежедневно в течение всей жизни я играю упражнения для начинающих. Короткие хроматические пассажи, арпеджио и т. д. Каждое утро я возвращаюсь к первому уроку, слежу за пальцами и их постановкой. Я проигрываю установленный пятидесятиминутный комплекс самых скучных отвлеченных экзерсисов. Сделав это, я чувствую, что мои пальцы готовы играть музыку. И я не могу начать, не пройдя этих упражнений… После пятидесяти минут я готов работать. Эти маленькие упражнения — довольно смешная вещь. Настолько, что если бы кто-нибудь случайно услышал, то, наверное, подумал бы, что я разучился играть.