
рис. 4
Исходя из этой матрицы, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:
I. Медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, грустные, унылые, скорбные, трагичные.
И. Медленный темп 4- мажорная окраска = характер музыкальных произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный.
III. Быстрый темп + минорная окраска = характер музыкальных произведений напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой.
IV. Быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.
Предлагаемая матрица, как нам представляется, достаточно объективно схватывает сущность той или иной эмоции, содержащейся в музыкальном произведении. Для того чтобы наполнить эту матрицу конк-ретным содержанием, был проведен следующий эксперимент. Группе музыкантов-экспертов (5 человек) были даны карточки, на которых были написаны названия различных музыкальных произведений, с просьбой сгруппировать их по признаку общности выраженных в музыке эмоциональных состояний. В результате этого эксперимента были выявлены четыре группы музыкальных произведений, которые можно соотнести по двум характеристикам: темп (медленный-быстрый), и лад (мажор-минор). Результаты эксперимента отражены в табл. 4.
Нам представляется возможным любое музыкальное произведение расположить в той или иной системе предложенных координат, хотя мы понимаем, что в некоторых случаях это сделать сложно, т. к. во многих музыкальных произведениях выражаемые эмоции очень переменчивы. Поэтому для эксперимента мы выбрали такие произведения, которые имели четко выраженный характер.
Как можно видеть из приведенной выше таблицы, каждая область основных эмоциональных проявлений человека, среди которых мы выделяем спокойствие, печаль, радость и гнев, характеризуется совершенно определенным строем мыслей и образом действий.
Таблица 4
Параметры темпа и лада |
Литературные определения |
Названия произведений |
Медленная, мажорная |
Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, светлая |
Бородин. Ноктюрн из Второго струнного квартета: Шопен. Ноктюрн Фа мажор, крайние части; Шопен. Этюд Ми мажор, крайние части; Шуберт. Ave Maria; Сен-Санс. Лебедь |
Медленная, минорная |
Сумрачная, трагическая, мрачная, тоскливая, гнетущая, подавленная, унылая, скорбная |
Чайковский. Пятая симфония, вступление; Он же. Шестая симфония. Финал; Гvue. «Смерть Озе»; Шопен. Прелюдия до минор; Он же. Марш из сонаты с и-бемоль минор |
Быстрая, минорная |
Драматичная, взволнованная, тревожная, беспокойная, мятежная, сердито-гневная, отчаянная |
Шопен. Этюд jVo 12; Чайковский. Шестая симфония 1 ч.; Бетховен. 14 сон., финал; Он же. 23 сон., финал: «Эгмонт»; Шуман. «Порыв»; Прокофьев. «Наваждение» |
Быстрая, мажорная |
Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная |
Шостакович. «Праздничная увертюра»; Лист. Рапсодия № 12, финал; Глинка. «Руслан и Людмила», Увертюра; Бетховен. Финалы Пятой и Девятой симфоний |
Наличие развитой эмоциональной сферы имеет большое значение для формирования личности человека.