27. Шутливо: хорохорясь, затейливо, ребячась, насмешливо, скерцозно, пикантно, иронически, саркастически, шутовски, юродствуя, пародируя, надменно, язвительно, хитро, гротескно, забавно, паясничая, егозливо, едко, колко, шаловливо, с юмором, взбалмошно, ершисто, каверзно, легкомысленно, лукаво, задиристо, кощунственно, ерничая.
Важность подобного словаря для развития эмоциональной сферы как профессионального музыканта, так и простого любителя музыки заключается в расширении сферы доступных эмоциональных переживаний. Согласно гипотезе английских лингвистов Сепира и Уорфа, человек может отчетливо воспринимать и переживать только те объекты и чувства, для которых он имеет адекватное вербальное определение и название. Поэтому расширение вербального словаря одновременно проясняет и расширяет границы переживаемых чувств.
Как видно из перечня ведущих модальностей, многие из них могут быть непосредственно приложимы к определенным шкалам теста ММР1: такие, как «радость», — четвертая, шестая высокая, нулевая низкая шкалы; «раздраженно» и «страстно» —третья, вторая низкая и девятая шкалы. Другие типы модальностей, такие, как «элегантно» или «томно», для своего выражения требуют какого-то соотношения разных шкал.
По-видимому (и это согласуется с практикой), не все музыканты могут в своем исполнении одинаково хорошо выражать эмоции всех модальностей. Кому-то лучше удается исполнение бравурных и помпезных произведений, кому-то — тонких лирических пьес. Природный темперамент ограничивает уровень исполнительских достижений музыканта. Те, кто по складу своей натуры ближе к психастеникам и интровертам, будут, вероятно, лучше исполнять музыку Шопена и Чайковского, нежели Аиста и Прокофьева, принадле жавших к ярко выраженным экстравертам. С ростом профессионального мастерства музыканта расширяется доступность выражения переживаний, не входящих в его природный темперамент.
Отличие исполнения музыканта-мастера от музыканта более низкой квалификации заключается в возможностях первого из них в своем исполнении выразить значительно большее количество оттенков и граней эмоционального состояния. Аналогичная картина прослеживается и в отношении произведений серьезной и легкой музыки. В произведениях серьезных академических жанров охват спектра эмоциональных состояний значительно шире и объемнее, чем в произведениях легких жанров. Если мы проанализируем, к примеру, содержание четырехчастной классической симфонии, то увидим, что на протяжении четырех ее частей композитор стремится отразить практически все основные модальности, образующие ядро эмоциональной сферы человека. В произведениях легкой музыки подобная глубина и разнообразие переживания достигается значительно реже, но это и не входит в «стратегические задачи» подобного рода музыкальных произведений.
В заключение отметим, что возможность музыканта выражать в музыкальном произведении большое разнообразие эмоциональных переживаний зависитна прямую от его внутренней способности генерировать в своем собственном психическом аппарате эти переживания. Поэтому здесь встает вопрос о психотехнике музыканта, соответствующей той, о которой говорил К.С. Станиславский применительно к актерскому мастерству. Владение подобной психотехникой — важная составляющая профессионального багажа музыканта.