— переход от фронтальных методов, актуализирующих ощущения внешней подконтрольности, к групповым, вызывающим ощущения внутренней свободы;
— поддержание необходимого равновесия между автономией учащихся и контролем за их действиями;
— осуществление педагогического воздействия на основе передачи смысловой, личностно значимой для учащихся информации, а не на основе контроля за их поведением.
Очень часто увлеченность предметом вырастает из наблюдения детей за поведением своего учителя и его отношения к преподаваемому предмету. Увлеченность ученика является зеркальным отражением увлеченности учителя, его энтузиазма, его интереса к предмету. Если такого интереса нет, то воспитать у учащихся внутреннюю мотивацию оказывается практически невозможно.
Учитель музыки и его ученики
Как бы ни были сложны те или иные педагогические и психологические теории обучения, многие хорошие учителя, не догадываясь об их существовании, в своей работе интуитивно находят те приемы и методы, которые с этими передовыми теориями хорошо согласуются. Заражение своего ученика энтузиастическим отношением к музыке, предоставление ему в нужный момент самостоятельности и свободы выбора, поощрение трудолюбия и упорства в совершенствовании мастерства, а не ставка на природный талант — все это мы находим в практике преподавания лучших учителей музыки. Вслед за Листом многие из них полагали, что для того, чтобы воспитать музыканта, надо прежде всего воспитать человека. Профессор Московской Консерватории С. Фейнберг говорил, что качество пианиста Охфеделяется следующим сочетанием: первое — человек, второе — художник, третье — музыкант, четвертое — пианист. «Но, к сожалению, — как отмечал Г. Нейгауз, — в реальной жизни эта теза часто оборачивается с обратной стороны: пианист — музыкант— художник— человек» (127. С. 50).
Воспитание самостоятельности ученика как главной цели педагогического процесса нашло свое отражение в крылатом выражении Г. Нейгауза о том, что учитель должен учить так, чтобы как можно скорее стать ненужным своему ученику.
Развивая самостоятельность своих учеников, выдающиеся педагоги никогда не пытались подвести их под свой ранжир. Так, Л.Н. Оборин говорил своему ученику: «Я здесь играю иначе, но если у Вас получается убедительно, можете играть по-своему» (131. С. 145).
Подобный подход больших мастеров к своим ученикам способствовал тому, что молодых музыкантов учили прислушиваться к своему внутреннему голосу, доверять самому себе. Доверительная форма межличностных отношений между педагогом и учеником рас крывает «величие ученика» и обостряет ответственность самого педагога перед ним.
На другом полюсе развития самостоятельности ученик а находится известный всем способ «натаскивания», при котором ученик во всем вынужден подчиняться своему педагогу. Цель этого метода, по мнению известного отечественного педагога Е.Я. Аибермана — сокрытие недостатков ученика. Достижения этой методики временны, т.к. в ней присутствуют элементы обмана и самообмана (104. С. 228).