Если, например, в условиях урока музыки учитель говорит о достоинствах классической музыки, к кото рой ученик не испытывает особого уважения, то у ученика в сознании может возникнуть конфликт, т. к. учитель предлагает ученику такую информацию, которая не согласуется с его прошлым опытом. Однако ученик понимает, что если он будет продолжать отрицать достоинства классической музыки, то в глазах учителя, который является выразителем общественного мнения, он будет выглядеть в неприглядном свете. Чтобы избежать этого, ученик будет стараться с помощью учителя найти в классической музыке нечто ценное для себя, т. е. преобразовать имеющуюся у него негативную ориентацию по отношению к классике в позитивную. Аналогичный процесс может иметь место и при восприятии всех других ценностей, которые предлагает ученику любимый им учитель.
Данные ролевой теории исследуют закономерности изменения мыслей, чувств и действий индивида под влиянием принятой им ка себя роли. Зрелость личности определяется готовностью человека к исполнению общественных требований, которые предъявляются ему в виде норм, правил выполнения той или иной деятельности. Стремясь соответствовать общественным требованиям в предлагаемой ему социальной роли, человек развивает в себе требуемые способности, умения, знания.
Для успеха выполнения деятельности имеет большое значение личностная вовлеченность, или, говоря другими словами, идентификация образа «Я» с ролью. С точки зрения социальной психологии образ «Я» (или Я-концепция) есть «социальная установка, включающая в себя три взаимосвязанных компонента: познавательный — знание самого себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства; и поведенческий — т. е. практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов» (90. С. 61).
В процессе взаимодействия личности с ролью во всех трех компонентах происходят изменения в том направлении, которое диктуется исполнением ролевых требований. Если роль требует смелости, человек становится более смелым, если проявления милосердия и сочувствия, человек становится более добрым, и т. д. Хорошо известны опыты американского психолога Ф. Зимбардо, в котором добровольцы согласились принять на себя роль тюремщиков и узников. Личностные изменения участников эксперимента, последовавшие вскоре после его начала, были столь разительны и негативны, что опыты пришлось прекратить. Но хорошо известны примеры и обратного порядка, когда ценная в социальном плане роль преображала личность. Опыт A.C. Макаренко содержит в себе много доказательств этого положения.
Экспериментальные методы развития музыкальных интересов
Каким же образом вышеприведенные данные теории пропаганды могут быть использованы в сфере музыкальной педагогики, в частности, в построении новых, нетрадиционных приемов и методов работы по музыкальному воспитанию молодежи? Ниже приводятся экспериментальные методики, апробированные в работе со старшими школьниками автором данных строк.