в — в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста).
9. Умение безотказно выполнять принятые решения: а — после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;
б — начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки;
в — неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.
Выдержка и самообладание
10. Умение сохранять ясность мысли:
а — при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиваться, распределять и переключать внимание, несмотря на волнующую обстановку;
б — не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах;
в — в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.
11. Умение владеть своими чувствами:
а — я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;
б — я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);
в — в случае удачного исполнения произведения в классе или на экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.
12. Умение управлять своими действиями:
а — я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при появлении чувств усталости, раздражения, недовольства собой;
б — несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;
в — в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).
Самостоятельность и инициативность
13. Умение проявлять независимость в решениях и действиях:
а — я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;
б — я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги, выполняю необходимые задания);
в — после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.
14. Умение проявлять личный почин и новаторство: а — я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения;
б — я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;
в — мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.
15. Умение проявлять находчивость и сообразительность:
а — я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении);
б — при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;