Музыкальная психология стр.34

—    сила давления пальцев на гриф возрастает при увеличении громкости, при увеличении эмоционального возбуждения, хотя в этом и нет технической необходимости;

—    при игре пассажей в левой руке 12 нот на один смычок и 24 ноты на смычок при одних и тех же игровых движениях в правой руке во втором случае в ней появляются мышечные напряжения;

—    исходный уровень мышечных напряжений у нерационально играющих инструменталистов высокий. Поэтому повышенная активность мышц-ан-тагонистов требует повышенных усилий работающих мышц-агонистов, что с энергетической точки зрения неэкономно;

—    технические трудности в одной руке вызывают мышечные напряжения в другой;

—    мышечное напряжение возрастает с увеличением темпа и захватывает не только играющие мышцы, но и неиграющие;

—    во время исполнения спокойных эпизодов мышечное напряжение не проходит, что означает меньшую способность к расслаблению всего организма в целом;

—    процесс поддержания высокой технической формы связан с большим физическим напряжением, большим количеством труда, сопровождаемого болями в мышцах.

Причинами, вызывающими излишнее мышечное напряжение у музыканта, являются следующие факторы:

—    высокий исходный уровень личностной тревожности, что может быть определено с помощью специальных тестов;

—    преждевременная, до выработки необходимых двигательных автоматизмов, игра разучиваемого произведения в быстрых темпах;

—    фактурная сложность произведения, превышающая возможность играющего преодолеть ее;

—    разучивание произведения в медленном темпе не теми игровыми движениями и не той аппликатурой, которая используется в быстром темпе;

—    использование при игре в медленном темпе большого замаха пальцев, который не употребляется в быстром темпе;

—    исполнение произведения на волевом усилии, вызывающем мышечное напряжение;

—    публичное исполнение слишком трудных произведений;

—    использование в игре неверных двигательных приемов, сформированных на ранних стадиях обучения (неудобная посадка, слишком высокое или слишком низкое положение кисти; прижатые локти ит. д.);

—    отсутствие навыков сбрасывания мышечных напряжений во время исполнения эмоционально насыщенных произведений;

—    недостаточная разыгранность психомоторного аппарата перед исполнением (173).

Действия, противоположные перечисленным выше, естественно способствуют снижению и устранению мышечных напряжений.

Какие условия необходимо соблюдать помимо использования в игре приема «хватания-взятия» и посто янного сбрасывания мышечных зажимов для достижения хороших двигательно-технических навыков?

Условия формирования двигательных навыков

Если говорить о фортепианном обучении, то здесь все методисты единодушны в мнении о том, что наибольшую пользу приносит игра по принципу «медленно и крепко», сохраняя при этом ощущение полной мышечной свободы, внимательно следя за тем чтобы не цеплять ненужные клавиши. Г. Нейгауз в цитированной работе приводит примеры Гилельса и Рихтера, которые в юности много занимались согласно этому принципу. Владимир Горовиц, по его словам, в возрасте 17—18 лет стучал так безбожно, что его в комнате почти нельзя было слушать.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒