Когда Д.А. Баренбойм решил поставить перед своими студентами определенные задачи, они, позабыв, что надо быть внимательными и не обращать внимания на окружающих, непроизвольно сосредоточивались на решении этих конкретных заданий. Например, одному студенту надо было сыграть до-мажорную гамму в восходящем движении очень медленно, добиваясь постепенного усиления звучности; другому—
сыграть ту же гамму идеально ровно; третьему — в той же гамме поочередно играть каждой рукой по две ноты разными штрихами и т. д. (см.: 19. С. 52).
Пассивное наблюдение никогда не вызывает такого же сосредоточенного внимания, как выполнение задания самим учащимся.
Непременное условие в работе музыканта, как и актера, — обязательное использование формулы сосредоточения внимания, которая была предложена К.С. Станиславским: «я добиваюсь того-то и того-то», «я хочу сделать то-то и то-то». Увлекательная меткая и посильная задача, говорил Станиславский, преображает актерское действие, оно захватывает и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Поэтому сосредоточение на исполняемом оказывается столь необходимым в исполнительском искусстве.
Занятия актерским тренингом для развития внимания включают в себя:
— Рассматривание различных предметов (часы, карандаш, книга), нахождение в них отличительных особенностей.
— Написание красивым почерком какого-либо текста.
— Совершение действий в условиях разного рода помех: чтение книги в присутствии посторонних, слушание радиопередачи при наличии какой-либо физической боли, углубление в свои мысли в общественном транспорте.
— Изложение прочитанного материала с одновременным ответом на вопросы. Внимание распределяется на изложении и на ответах.
— Сосредоточение взора на блестящем предмете или свече в сеансе медитации.
— Сосредоточение внимания на дыхании, ритме сердцебиений, вкусовых и обонятельных ощущениях. Вот приемы тренировки внимания для музыкантов, предлагаемые А. Баренбоймом:
1. Закрыть глаза и в течение некоторого времени сосредоточиться только на слуховых восприятиях (не музыкальных).
2. Дослушать извлеченный в среднем или низком регистре фортепианный звук до его полного затухания.
3. Представить себе этот же звук внутренним слухом и также «дослушать» его до момента воображаемого затухания.
4. Играя (или только представляя в своем воображении) медленную мелодию с предельной сосредоточенностью, следить за переходом одного звука в другой (19. С. 55 —56).
К этим упражнениям можно дополнительно порекомендовать и такие, как проигрывание музыкального произведения при включенном радио, при ярком свете, бьющем в глаза, сидя на неудобном стуле. При всей спорности этих приемов они заставляют лучше концентрировать внимание, что создает более сильный очаг возбуждения в коре головного мозга и более прочное образование исполнительских рефлексов.
К.С. Станиславский отмечал, что внимание актера может тренироваться и без специальных упражнений, если только в своей повседневной работе он предельно собран и дисциплинирован, если сознательно и ответственно относится к своему профессиональному делу. Такое возможно, как об этом было сказано выше, при четкой постановке задач, касающихся как каждого конкретного фрагмента, так и всего произведения в целом. Вот как был реализован принцип активизации внимания в практике Л. Баренбойма. Пред\ожив одной из своих студенток руководствоваться в игре формулой К. Станиславского «Добиваюсь и хочу», он предложил ей исполнить фантазию Моцарта. «Итак, чего вы будете добяваться в этом отрывке?