Рука музыканта — неотъемлемая часть его души, и в этом отношении ее творческие возможности безграничны. В то же время рука — часть тела, нее двигательно-силовые действия должны быть полностью подчинены физиологическим закономерностям функционирования человеческого организма.
Музицирование — единый психофизиологический процесс, в котором психический фактор — основа художественного мышления, Таков высший идеал исполнительского мастерства.
Какова закономерность совмещения двух начал, двух сторон творческого процесса — эмоциональной и двигательной? Как подчинить их полностью творческим задачам? Ответ однозначный — художественные задачи превыше всего, а двигательные действия рук должны всегда подчиняться творческой воле исполнителя. Поэтому двигательные действия рук должны быть полностью автоматизированы и совершаться с минимально необходимой степенью напряженности.
Благодаря тщательно продуманной подготовке, рука, полностью подчиняясь воле исполнителя, становится полноправной соучастницей творческого процесса. Более того, образуется двусторонняя связь — рука, повинуясь воле исполнителя, своими действиями корректирует замысел исполнителя, материализуя его в том или ином характере звучания.
По утверждению С. Савшинского «Рука обретает способность «слышать», «выражать» и «предвосхищать» тот или иной характер звучания. Рука обретает дар «предслышания», способность «самонастраиваться» на выразительную артикуляцию».2
В свете изложенного возникает извечная проблема воспитания органичной связи между эмоционально-слуховой и моторной сферами.
Как практически соединить воедино две стороны творческого процесса, добиться их полной уравновешенности и гармонии? Эти кардинальные вопросы всегда были и всегда останутся в центре внимания всей системы музыкального воспитания и образования. О
Моторно-двигательное воспитание должно строиться на основе неукоснительного соблюдения физиологических закономерностей двигательных действий мышечной сферы организма. Речь вдет не только о двигательных действиях всей руки, но также и отдельных ее частей. Двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия — максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса. Без всесторонней организации моторно-двигательной сферы невозможно воспитание ее органической связи с эмоционально-слуховой сферой. В этой связи особое значение следует придавать начальному периоду обучения, связанному с формированием постановочных элементов в детском возрасте.
О специфике детского музыкального образования: постановка рук или постановка корпуса?
Детскому музыкальному воспитанию и образованию посвящена обширнейшая методическая литература. Весьма подробно анализируются проблемы, связанные с развитием музыкального и слухового восприятия ребенка, вопросы постановки и др. Однако до сих пор никто из авторов, занимавшихся вопросами детского музыкального образования, не обратил должного внимания и не указал на ту двойственность ощущений, которая возникает в двигательной сфере ребенка при его действиях в повседневной жизни и его первыми контактами с инструментом.