Музыкант и его руки стр.49

Учитывая специфику трех периодов постановки, мы рекомендуем решать определенный круг задач по координации движений в каждый из периодов занятий.

Основные задачи, связанные с работой над координацией в первый, предпостановочный период:

1)    разнообразные двигательные действия корпусом, на базе которых будут воспитываться все двигательные действия рук;

2)    на основе двигательной свободы корпуса, особенно его верхней части, — согласованные действия рук, их идентичные ощущения и движения без инструмента. Эти ощущения и движения станут в дальнейшем основой взаимодействия рук в процессе игры, даже в тех условиях, когда рукам придется совершать диаметрально противоположные движения;

3)    идентичные ощущения в силовых зонах, на основе которых воспитываются синхронные действия рук: ощущения подвешенного состояния рук в поднятом положении, ощущения веса руки, размаховые движения, рулевые движения, движения предплечья — сгибания и разгибания локтевых суставов, а также все имитирующие движения, связанные со спецификой инструмента.

Задача второго периода — разобщенная постановка рук, формирование основных ощущений и движений для каждой руки в отдельности непосредственно на инструменте — озвученный вариант двигательных действий рук Основным критерием эффективности воспитываемых игровых навыков и их контроля становится умение ученика определять на слух и корректировать правильность двигательных действий рук. Воспитание двигательных навыков каждой из рук в отдельности в значительной мере облегчает проблемы координации рук при соединении их действий.

Наконец, задача третьего периода — соединение элементарных действий рук. Этот период в полной мере будет определять дальнейшую согласованность действий рук в процессе игры. Правильно организованные двигательные действия силовых и игровых зон рук — основа их координации. Несоблюдение ос новных двигательных закономерностей в любой из зон рук неизбежно приводит к координационному разладу всей системы руки и игровому хаосу. Главным образом это относится к игровым зонам рук, более всего предрасположенных к координационному разладу. Естественно, координирующие действия силовой и игровой зон рук в полной мере зависят от специфических условий игрового процесса на конкретном музыкальном инструменте.

Они идентичны при контактах с клавиатурой, при игре на деревянных духовых инструментах; весьма различны при игре на струнно-смычковых или струнно-щипковых инструментах. Подробный анализ и тщательная разработка системы координационных движений рук при обучении игре на конкретном музыкальном инструменте — такова должна быть основная тема каждой частной методики.

Основные причины, вызывающие перенапряжения в мышечно-игровом аппарате музыканта

I. Неправильное положение корпуса играющего, возникающее при игре стоя или сидя. Вследствие неверного распределения веса частей туловищ а и перегрузки области спины, особенно зоны позвоночника, возникают смещение точек опоры корпуса и нерациональные двигательные его действия, неизбежно ведущие к зажатости всего плечевого пояса.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒