Музыкант и его руки стр.9

Непроизвольные напряжения не только провоцируют постоянную напряженность различных участков организма -особенно области спины — плечевого пояса, но и вызывают быструю утомляемость всего организма, болевые ощущения в мышечных группах и, в конечном итоге, деформацию суставов и позвоночника. Человек быстро свыкается с ними и постепенно перестает ощущать разницу между напряженным и ненапряженным состоянием мышечных групп организма. Для находящегося в постоянно напряженном состоянии подобные ощущения становятся «нормальными», и он даже не испытывает стремления к их расслаблению, что очень затрудняет процесс осознанного расслабления.

Особенно опасно состояние постоянного напряжения дня музыкантов, двигательные действия которых должны быть исключительно точны и базироваться на строгой цикличности процессов напряжений и расслаблений. В результате нарушений этой цикличности движения музыканта, особенно его рук, становятся малоуправляемыми.

Основные причины, провоцирующие возникновение непроизвольных напряжений у музыкантов, связаны, в первую очередь, с дефектами постановки — неправильным положением корпуса при игре стоя или сидя, и — соответственно — неправильными двигательными действиями рук. Нерациональные и неправильно культивируемые двигательные (игровые) приемы вдут в противоречие с физиологическими принципами организма и основываются в большей степени на зрительном восприятии, чем на знаниях закономерностей двигательного процесса. Здесь кроется основная причина тех локальных нарушений, на первый взгляд, казалось бы, незначительных, которые нарушают согласованность и четкость воспитываемых приемов. Этот фактор оказывает негативное влияние на всю моторно-двигательную структуру организма, особенно у ре бенка. Педагог, работающий с начинающими учениками, должен строго руководствоваться следующими объективными факторами, связанными со спецификой двигательного (физиологического) процесса.

1.    Все двигательные — силовые действия необходимо воспитывать на основе ощущения единства мышечной сферы организма — единства всех его ощущений.

2.    На этой же основе должны в дальнейшем формироваться все локальные двигательные действия, совершаемые учеником, — особенно движения рук.

3.    Основой управляемости двигательными действиями рук должны служить конкретные ощущения, формируемые в строго определенных мышечных группах.

4.    Процесс расслабления мышечных групп физиологически намного сложнее, чем процесс их напряжений. В этой связи основой управляемости двигательным процессом должна служить строгая периодизация процессов напряжений и расслаблений в функционирующих мышечных группах.

5.    Учитывая сложность ощущений при переходе от состояния напряженности мышечных групп к состоянию их расслабления, необходимо следить, чтобы процессы напряжений происходили с минимально необходимой силой, а процессы расслабления — переходы к ним от напряженного состояния -максимально контрастно.

В данном случае речь идет о воспитании произвольных -управляемых напряжений, лежащих в основе правильных инструментальных приемов, что отражено в формуле Д. Тартини «Сила — без судорожности, эластичность — без расхлябанности», высказанной им еще в XVIII веке. Эта формула предельно четко определяет градацию мышечных напряжений музыканта и — тем самым — основы инструментального мастерства.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒