Основные этапы формирования оптимального голосообразования у детей зависят от условий занятий: при индивидуальном или коллективном обучении.
В условиях индивидуальных занятий . На I этапе работа педагога должна быть направлена на овладение натуральными регистрами голоса начиная с того регистрового режима, к которому проявляется склонность у ребенка от природы.
На II этапе вводится понятие о звукообразовании и звучании натуральных регистров и формируется навык сознательного использования в соответствующем им диапазоне: фальцетом на всем диапазоне начиная с верхней тесситуры, а грудным — лишь в нижней его части.
На III этапе наряду с произвольным переключением, скачком, с одного регистра на другой необходимо формировать умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый при постепенном темб-ральном обогащении его, начиная от очень легкого микста, близкого к фальцетному типу.
На IV этапе следует закреплять и совершенствовать способность ученика произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении.
Из практики нашей вокальной работы с детьми замечено, что плавный переход с грудного режима на фальцетный намного труднее, чем в обратном порядке, а в некоторых случаях бывает даже невозможно его осуществить, особенно, если имеем дело с альтовыми голосами. Петь становится неудобно. Появляется сип. Легче переключается голос с грудного регистра на фальцетный скачком.
В управлении регистровым звучанием целенаправленно используют косвенные факторы педагогического воздействия на голос ученика: тесситуру, тип гласного, способ артикуляции, вид атаки звука, динамику и пр., влияние которых на го-лосообразование в различных регистрах было рассмотрено выше.
Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному в зависимости от того, как часто будут проводиться занятия, от педагогическго воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей.
В условиях коллективного обучения трудно создать наилучшие условия для развития голосов всех видов. Даже при стремлении осуществлять индивидуальный подход в процессе коллективного обучения неизбежно наблюдается определенная тенденция к нивелировке тембров в силу проявления акустических закономерностей по теории резонансов.
Использование какого-то одного регистрового режима будет способствовать развитию той группы голосов, которые проявляют природную склонность к использованию его, а остальные будут заторможены в своем развитии. По-видимому, и при коллективном обучении пению целесообразнее будет использовать все виды регистрового звучания. Однако это требует экспериментального подтверждения. Этапы работы над развитием детского голоса должны быть те же, за исключением первого периода.
С самого начала целесообразно разделить весь хор на две группы по признаку склонности к преимущественному использованию одного из крайних типов регистрового звучания. Такое разделение производится в результате индивидуального прослушивания, когда ученика просят спеть любую знакомую ему ранее песню или изобразить голосом, как гудит паровоз или кричит кукушка и т. п. Тембральные особенности голоса проявляются даже в процессе речи.