Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.134

На последнем длинном звуке упражнения силу голоса лучше не менять, что создает оптимальные условия для тренировки дыхательной мускулатуры.

Настройка голоса на правильное звукообразование не только в фальцетном, но и в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стакка то, переходящее в протяжный звук. При этом действует следующий физиологический механизм.

Звуковой импульс стаккато органично приводит в движение вместе с голосовыми связками голосовые мышцы эластического конуса на короткий миг, а затем наступает расслабление. Когда после атакного толчка звук переходит в кантилену на той же высоте тона, при этом используется уже полученная форма согласованного движения различных мышечных групп звукообразующего участка гортани.

Кроме того, стаккато само по себе активизирует опорномышечную дыхательную функцию, что обеспечивает равномерность выхода подскладочного воздуха, а также оптимальный уровень силы звука на легато.

Если же сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном голосовом аппарате у неопытного певца голос зазвучит или вяло, или слишком напряженно по привычке от неправильного бытового пения и напряженной речи.

Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для правильного звукообразования и как бы его зародышем. Начальный отрывистый звук, переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст очень положительный результат при формировании необходимых качеств певческого звука и кантилены.

Следует подчеркнуть, что такие упражнения являются лишь методом настройки голоса на правильное звукообразование перед плавным и протяжным пением.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Цель: сохранить полученный настрой гортани на различных гласных т. е. выравнивание гласных при смене высоты тона.

Лучшие качества голоса проявляются при пении в близкой вокальной позиции, что контролируется ощущением резонирования маски. Решающее значение здесь играет способ артикуляция гласных: их переднего (губного) и заднего (глоточного) уклада.

Задний уклад всех гласных стабилизируется по способу артикуляции гласной «У» при ее естественном произношении. Детям рекомендуем запомнить, как сложилось горлышко при произнесении гласной «У» и сознательно стремиться сохранить этот настрой неизменным при пении других гласных. За счет этого и обеспечивается умеренное округление всех гласных и выравнивание их по тембру.

Передний уклад всех гласных в пении нивелируется на основе спокойного расположения губ в полуулыбке, даже при пении гласной «У». Такой способ артикуляции создает наилучшие условия для нахождения близкой вокальной позиции звучания голоса.

Таким образом, округление гласных осуществляется за счет их заднего (глоточного) уклада, а не переднего (губного). Если же сразу начать округлять звук за счет губ, то у неопытного певца это неизбежно приведет к заглублению звука, так как у него еще не сформировано представление о близкой вокальной позиции. Округление звука за счет переднего уклада гласных осуществляется лишь на более поздних этапах вокальной работы, когда становится возможным сохранять близость вокальной позиции при округлом расположении губ, опираясь на слуховые представления учеников.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒