Первые шаги на этом пути связаны с воспитанием у детей эстетического отношения к звучанию голоса: красиво или некрасиво получилось, что выражает данная мелодия с точки зрения эмоционального содержания, нравится ли и почему?
Вопросы следующего этапа работы относятся уже к более тонким дифференцировкам качественных сторон певческого звука: какой тембр голоса, есть ли в звуке вибрато чистая ли интонация, правильное или неправильное звукообразование, близкая ли вокальная позиция и т. п. Все это наряду с воспитанием слуха формирует у детей и эмоциональное отношение к музыке.
Принцип перспективности. Задача педагога обеспечивать развитие учащихся, а не ориентироваться только на достигнутый уровень, характерный якобы для данного возраста.
Принцип перспективности в учебной работе проявляется в опоре на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это относится как к общему, так и специфически вокальному развитию.
В связи с этим в работу вводились фрагменты из произведений заведомо более трудных, чем дети могли исполнить на данном этапе развития, но которые увлекали их своим содержанием.
Отдельные интонации или фразы включали в распевание малыми «дозами», исполняли их в различных тональностях, вокализируя или со словами. Постепенно фрагменты укрупнялись и через какое-то время трудная песня становилась уже доступной. На ней обычно и происходит рост исполнительских возможностей учащихся.
Этому же принципу следовали в своей работе с детским хором известные мастера своего дела Д. И. Зарин, Б. Бочев, В. Г. Соколов и многие другие.
К подбору песенного материала мы старались подходить с точки зрения основополагающих принципов развивающего обучения: высокого уровня трудности, но в пределах возможностей детей, а также быстрый темп освоения учебного материала, но без спешки (по Л. В. Занкову).
Принцип систематичности в развитии певческого голоса проявлялся в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений, включенных в распевание и направленных на систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокальных навыков.
Известно, что подвижность и гибкость голосов нужно все время развивать и поддерживать, так как эти качества голоса легко теряются, как только наступает перерыв в занятиях. Вот почему такое огромное значение имеет для развития певческого голоса детей организация их занятий летом в хоровых лагерях, что в последние годы вошло в практику работы лучших детских хоровых студий.
Принцип коллективного характера о б у —
ч е н и я и учета индивидуальных ос о б е н н о с-тей учащихся. Необходимость соблюдения данного принципа обусловливается многообразием природных индивидуальных различий. Отсюда и наблюдающееся в практике разнообразие приемов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию данного уче ника и его голоса. Поэтому-то советская педагогика рассматривает воспитание и обучение как творческий процесс.
Реализация принципа индивидуального подхода при коллективном занятии шла по пути учета возрастных и индивидуальных возможностей, а также певческого опыта и общего развития.