Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.147

Разборчивость дикции у всех детей третьей группы оказалась значительно лучше (особенно в середине звуковысотного диапазона), чем у первых двух. Недостатки в четкости произношения у трех испытуемых последней группы были связаны с имеющимися у них врожденными дефектами речи.

Общее и специфическое развитие учащихся шло параллельно. Интерес к занятиям возрастал по мере углубления их музыкально-слухового восприятия, овладения теоретическими знаниями, развития образного мышления, что выступало как условие для успешного развития певческого голоса детей и обеспечивало раскрытие их потенциальных возможностей в дальнейшем.

В конце 3 года обучения мы имели возможность сопоставить уровень общего и специфического развития учащихся третьей экспериментальной группы и контрольной, где занятия проводились по традиционной методике: на основе фальцетного звукообразования и обычно по подражанию с голоса учителя.

В результате анализа их письменных и устных ответов, поведения на занятии и качественных характеристик звучания голосов проводили оценку уровня развития музыкальнослухового восприятия, образного мышления, отношения к певческой деятельности и качества вокального воспроизведения. Оценка производилась по 5-балльной системе (табл. 9).

Из сравнения полученных данных видно, что у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной показатель среднего балла, отражающий уровень их общего и специфического развития, значительно выше по всем параметрам.

Т аблица 9 Обобщенные результаты общего и специфического развития детей контрольной (К) и третьей экспериментальной (Э) групп в конце третьего класса

Оценка по 5-балльной системе

Количество учащихся

1узыкальнослуховое восприятие

Образное мышление

Отношение к певческой деятельности

Вокальное воспроиз ведение

К

э

К

э

К

э

К

Э

Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо

3 3 11 18

20 10 3 0

2 5 8 18

21 9 3 0

4 5

25 9 3 1

0 0 24 11

25 5 3 0

Средний балл

2,7

4,5

2,6

4,5

4,6

2,7

4,7

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что разработанная нами система развития детского голоса более эффективно решает основные задачи вокального воспитания детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подход к методике развития детского голоса традиционно основывался на представлении о регистровых возможностях голоса детей. Считалось, что до наступления пубертатного периода, связанного с мутацией голоса, дети в процессе фонации могут использовать только фальцетную манеру звукообразования, что определяло и требования к основным качественным характеристикам звучания их певческого голоса в отношении тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, в процессе обучения пению.

Наши практические наблюдения не всегда совпадали с общепринятыми теоретическими представлениями о голосовых возможностях детей, что и явилось поводом для многолетней опытно-экспериментальной работы по вокальному воспитанию детей, изучению их голосовых возможностей, а также исследований в области теории голосообразования.

Систематические исследования велись с 1961 по 1985 гг., в результате чего доказано: 1) теоретической основой методики вокального воспитания детей является представление о регистровой структуре их певческого голоса; 2) путь к совершенствованию развития детского голоса в домутационном возрасте идет через разработку системы вокального воспи тания детей на основе принципа целенаправленного управления их голосовыми регистрами; 3) повышение эффективности развития вокальных способностей детей определяется рядом внешних и внутренних условий и осуществляется за счет: комплексного музыкально-педагогического подхода к процессу обучения пению; ориентации учителя на общее и музыкальное развитие учащихся; учета общих и индивидуальных закономерностей онтогенетического развития голосовой функции детей, их голосовых возможностей; стимулирования мыслительной деятельности детей в учебном процессе; достижения подлинного единства воспитывающих, развивающих и обучающих методов в системе руководства детским певческим коллективом.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒