Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.51

Точность предварительной установки голосовых складок будет зависеть от навыка правильного интонирования мелодии. Об этом свидетельствуют результаты рентгенотомографического исследования поведения голосовых складок при реальном и мысленно1 м пении, проведенного под руководством А. И. Протектора1.

Испытуемые — взрослые люди — были распределены в две группы:

I    — с развитой вокальной моторикой;

II    — с неразвитой вокальной моторикой.

Из приведенных примеров видно, что у представителей обеих групп при мысленном пении голосовые складки приходят в состояние активности. Однако у лиц с высоким уровнем музыкального развития как при реальном, так и при мысленном пении можно отметить идентичность конфигурации гортани (рис. 28а, б), так как «…человек, умеющий

Рис. 28. Примеры рентгенотомограмм, типичные для представителей обеих групп испытуемых:

/ — для музыкально развитых: о — реальное пение звука Ля1 ; б — мысленное пение этого же звука’// — для музыкально неразвитых; в — реальное пение звука Ляь г — мысленное пение этого же звука.

петь, знает, как известно, наперед, то есть ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный, заранее назначенный музыкальный тон, так сказ1ать, для своего сознания какую угодно знакомую песню»1. В то же время у лиц с низким уровнем музыкального развития такой идентичности нет (см. рис. 28 в, г). У них можно отметить лишь общее мышечное напряжение гортани хаотического порядка, которое выражается в резкой деформации морганиевых желудочков, глубоком и плотном смыкании голосовых складок, сужении входа в гортань.

В процессе обучения пению и тренировки в голосообразо-вании разница между конфигурациями гортани, соответствующими реальному и мысленному пению, постепенно сглаживается. По степени их схожести можно судить об уровне сформированности навыка правильного интонирования.

Данные результаты также говорят не в пользу нейрохро-наксической теории, так как выходит, что процесс фонации осуществляется не за счет быстрых команд из коры головного мозга, определяющих время каждой фазы (смыкания, размыкания и пр.) внутри каждого периода колебания голосовых складок, а за счет медленных команд, обеспечивающих определенные параметры колебательной системы как источника звука.

Уже несколько десятилетий ведутся споры между сторонниками и противниками Р. Юссона.

Одни авторы (Н. И. Жинкин, В. И. Медведев, Л. Н. Савина и др.) считают, что Р. Юссон только уточнил миоэлас-тическую теорию. Он принципиально прав в том, что колебания голосовых складок зависят от нервных импульсов. Но при том в определенной степени и последовательности меняется натяжение голосовых складок, а отнюдь не каждому импульсу должен соответствовать свой период их колебания.

В результате экспериментальных и теоретических работ Смита , Ван-ден-Берга и др., которые успешно имитировали человеческий голос на моделях, а такж3е электромиографи-ческих исследований Фааборг-Андерсен3 доказывается, что теория Юссона дает мало вероятное объяснение механизма образования голоса. Гораздо проще объяснить работу голосовых складок как биомеханической системы, если учесть, что главным элементом генерации звука гортанью является динамическое состояние голосовой щели при строгой координации с определенным подсвязочным давлением.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒