Сейчас во всем мире известны гитары учеников Мануэля Рамиреса. Не всегда зная имя мастера, их называют инструментами «школы Рамиреса».
Деятельность Сеговии вообще по-новому стимулировала работу гитарных мастеров. Теперь они, строя свои инструменты, задавались вопросом: а понравились бы их гитары Сеговии? И если уж Сеговия останавливал свое внимание на каком-нибудь мастере, тот не жалел ни сил, ни времени, чтобы выполнить все требования музыканта. Например, в конце тридцатых годов Сеговия заинтересовался гитарами немецкого мастера Германа Хаузера и заказал ему инструмент. Но ни первая, ни вторая, ни третья гитары не понравились Сеговии. Мастер каждый раз внимательно выслушивал претензии и принимался за новый инструмент. Наконец была сделана прекрасная гитара, служившая Сеговии полтора десятка лет. Так мастер, который и до Сеговии строил хорошие гитары, научился с его помощью делать их еще лучше.
Из русских мастеров в первую очередь следует назвать Ивана Андреевича Батова, родившегося в 1764 году. Он строил скрипки, альты, виолончели и гитары. Батов был крепостным, ремеслу своему учился сам. Его гитары звучали негромко, но отличались нежным, завораживающим тембром. Батов изысканно отделывал гитары инкрустацией, используя перламутр и ценные породы дерева. Было Ивану Андреевичу уже под шестьдесят, когда он получил вольную.
В середине прошлого века обрели известность гитары Ивана Яковлевича Краснощекова — он строил не только салонные, но и концертные инструменты. В 1872 году на Политехнической выставке в Москве он получил за одну из своих гитар первую премию. Некоторые гитары его до сих пор служат современным исполнителям.
Из тех, кто творил уже в советское время, выделяется мастер Федор Гаврилович Савицкий. Одно время на его инструменте играл Иванов-Крамской. К сожалению, инструментам Савицкого был присущ серьезный недостаток, который выявлялся не сразу. Вспомните: одна из стоящих перед мастером задач — это разрешение противоречия между желаемым резонансом корпуса и требованиями прочности. Савицкий не смог найти золотую середину. Его гитары имели прекрасный резонанс, звучали ярко и своеобразно, но запас прочности оказался недостаточным. Теперь, когда мастера уже нет в живых, почти все его инструменты нуждаются в серьезной реставрации.
Тем не менее многое из опыта Савицкого используют в своей работе нынешние мастера, создающие отличные инструменты.
веская об электрогитаре можно начать с парадоксального заявления: этот инструмент не имеет ни чего общего с обычной гитарой. В тот момент, когда гитару объединили с электроникой, родился новый инструмент, которому пока не придумали собствен ного названия, а чтобы не путать с прародительни цей, присовокупили приставку «электро». Давайте разберемся.
Что характеризует любой инструмент? Его музыкальные возможности, способ извлечения звука, физический принцип образования звука, тембр. Так вот, все эти характеристики у традиционной гитары и у электрогитары различны. О разнице во внешнем виде нет и речи — не это главное.