Рассказ о гитаре стр.27

Но тут же выявились и его недостатки, довольно серьезные.

Оказалось, что звукосниматель реагирует не только на колебания струн, но и на случайные удары по деке инструмента и даже на трение рукава исполнителя о корпус. Эти шумы усиливались вместе со звучанием струн и примешивались к музыке, отчего она сопровождалась неприятными щелчками, шорохами и треском.

Во время исполнения могла возникнуть и так называемая паразитная обратная связь. Громкое звучание гитары, исходящее из динамиков, воздействовало на деку инструмента извне, дека передавала дополнительные колебания звукоснимателю, они вновь усиливались и поступали на динамики. Этот процесс многократно повторялся, и в конце концов динамики начинали выть и свистеть. В первые годы существования электрогитары не раз случалось прерывать концерт, чтобы отрегулировать аппаратуру.

В дополнение ко всем этим неприятностям у слушателей создавалось впечатление как бы двойного тембра: ведь гитара тогда сохраняла еще свой обычный корпус и поэтому звучала не только через усилители и динамики, но и сама по себе. И хотя это собственное звучание было значительно слабее, чем через аппаратуру, все же тембр раздваивался, расплывался, становился нечетким.

Конструкторам пришлось немало потрудиться, чтобы все это устранить. Совершенствование электрогитары шло долгие десятилетия, и только к началу семидесятых годов появились инструменты, вполне удовлетворяющие даже самых взыскательных музыкантов.

Что же сделали конструкторы?

Звукосниматель в первых электрогитарах был один на все шесть струн. Он представлял собой продолговатый магнит с обмоткой и располагался поперек струн. Конструкторы заменили такой звукосниматель отдельными для каждой струны. Теперь они выглядели как небольшие магнитные стерженьки, помещенные точно под своими струнами. А всего их было, соответственно, шесть. Причем конструкторы пошли на хитрость: у трех звукоснимателей обмотки навивались в одну сторону, у трех остальных — в другую. Для улавливания колебаний струны звукоснимателю совершенно безразлично, в какую сторону навиты его обмотки. Но случайный удар но корпусу воздействует одинаково на все звукосниматели, в трех возникает ток одного направления, в трех — другого, и в результате происходит взаимоуничтожение. Электрогитара становится невосприимчивой к ударам, щелчкам и вообще к посторонним шумам.

Однако это нововведение не до конца устранило другой недостаток — паразитную обратную связь. К тому же оставался нерешенным еще один вопрос — двойное восприятие тембра. Мало-помалу стало ясно, что дека, без которой немыслима обычная гитара, электрогитаре попросту не нужна, она только мешает.

В 1935 году советский конструктор электромузыкальных инструментов А. Иванов снял с гитары деку и дно, оставив только обечайку. К обечайке была прикреплена специальная колодка, на которой располагались звукосниматель, струнодержатель и переключатели. Не так-то просто было сразу отказаться от традиционной формы гитары, поэтому конструктор сохранил прежние очертания обечайки, а резонаторное отверстие, которое ушло вместе с декой, имитировал при помощи черного кружочка, приклеенного к грифу.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒