НАЧАЛО МУЗИЦИРОВАНИЯ
РАССТАНОВКА ИНСТРУМЕНТОВ И ГРУППИРОВКА УЧАСТНИКОВ
Инструменты располагаются в таком же порядке, как голоса в хоре: справа от руководителя — низкие инструменты, слева — высокие. Мелкие ударные инструменты размещаются произвольно, в зависимости от той роли, какую они выполняют в данной пьесе. Одинаковые или родственные инструменты располагаются по возможности рядом. Может быть и другая группировка, обусловленная требованиями исполняемой пьесы. Говоря о хлопках и притопах, мы уже упоминали о том, что размещать музицирующих следует так, чтобы каждому была обеспечена свобода движений. Сами учащиеся должны как можно скорее научиться подготавливать к игре и расставлять инструменты, прежде всего ксилофоны, а также убирать их; это поможет им лучше познать инструментарий и освоиться с ним.
Правильную последовательность пластинок, на которых обозначены названия звуков, легко понять, и учащиеся, почти без помощи учителя, быстро запоминают названия диатонического звукоряда. Маленькие дети и начинающие расставляют пластинки по их величине. Как уже отмечалось, для работы в пятиступенном звукоряде следует вынуть пластинки си и фа (в До-мажорном строе). После этих приготовлений можно начать изучение двухступенной попевки (попевки «зова») с инструментальным сопровождением.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПОПЕВКОЙ «ЗОВА»
Эту первую песенку не следует разучивать с детьми путем подпевания; она должна быть воспроизведена активно, и с самого начала разбудить у всех учеников чувство творческого соучастия. Для того чтобы правильно разрешить эту задачу, учитель обязан к ней подготовиться. Ничто другое не требует такой тщательной подготовки, как руководство творческими и импровизационными упражнениями. Выразимся еще яснее: импровизационные упражнения учеников не дают учителю права импровизировать. Подготовка должна прежде всего состоять в том, чтобы продумать и найти подходящие пути и средства, которые вызовут у ребенка стремление к самостоятельности и натолкнут его на поиски элементарных музыкальных образований. Важным средством является ограничение звукоряда пятиступенной последовательностью тонов (пентатоникой), а внутри нее — формулой зова. В I томе «Шуль-верка» находим ряд таких попевок на двух ступенях («ку-ку» и др.), из которых рождаются затем простейшие песенки:
Привычный путь пропевания и последующего повторения мог бы, казалось, быть использован и здесь, но он не приведет к желанной творческой деятельности. Мы даем поэтому возможность самим ученикам найти эту попевку, что может быть достигнуто разными путями: например, вопросом: «как кричит кукушка?», на который должен последовать «музыкальный ответ» как со стороны тех, кто поет, так и тех, кто сидит за штабшпилями. Одни споют, другие же сыграют ответ, и это позволит учителю объяснить, как правильно держать палочки и извлекать звук на ксилофонах. Найденная попевка «ку-ку» может быть спета и сыграна в разных местоположениях (оба широких промежутка между пластинками штабшпиля, отмечающих скачки на малые терции — до—ля и соль—ми,— должны найти сами дети!). Хорошим интонационным упражнением является подхватывание хором звуков или мотивов, сыгранных на ксилофоне. Такого рода пропевание полезнее, чем повторение звуков, спетых голосом, так как требует от детей умения преобразовать инструментальный звук в звук вокальный.