
или как «Шесть пар черных сапог» (см. стр. 37—38). Их нет нужды мелодизировать; следует лишь показать своеобразие речевых красок и ритмического сопровождения (оно может быть обогащено ударными инструментами).
РИТМИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ В ФОРМЕ РОНДО
Приобретенную сноровку в импровизации разного рода формально замкнутых фигур следует использовать теперь в форме рондо, которое представляет собой смену темы (она исполняется tutti, то есть «всеми») и куплетов (импровизируемые «солистами» промежуточные части) и может служить первым примером более крупной музыкальной формы.
В самой маленькой форме рондо тема (А) проводится трижды; если обозначить промежуточные части (куплеты) буквами В и С, то получится схема простейшей формы рондо: А—В—А—С—А. Однако форма рондо может быть расширена благодаря новым куплетам и следующими за ними тематическими повторениями. В заключительной части обязательно проходит тема.
Ритмическая импровизация в форме рондо — основа такой работы; проводится такая импровизация при помощи хлопков, притопов, шлепков и щелкания пальцами, а затем используются и маленькие ударные инструменты. Тема рондо может представлять собой двух- или трехчастную форму, причем для оживления формы может быть также использован диалог двух групп (вопрос и ответ).
Вот одна из моделей ритмического рондо:
А вот примеры тем-заданий для импровизации ритмического рондо:
Опять-таки можно создать и закрепить форму темы с помощью речевых упражнений (ритмизации подходящих текстов). Куплеты надо импровизировать. Для того чтобы соблюсти уверенность в темпе и ритме, импровизация может быть проведена на основе остинатного ритмического сопровождения, которое должно быть продолжено и после заключения темы. Импровизацию в этом случае лучше всего начинать после паузы от двух до четырех тактов, во время которой звучит лишь фигура сопровождения. «Ритмические дополнения», которыми ученик умеет уже пользоваться, могут быть применены теперь в куплетах: вначале в виде диалога между учителем и одним учеником или группой учеников; затем — между учеником и учителем или между группами учеников; наконец, в виде «монолога» солиста или солирующей группы, причем сами же они исполняют и вопрос, и ответ. Расширения формы куплета можно достичь путем повторения периода (начальное предложение — последующее предложение), вставки средней части (лучше всего в виде дважды повторенного «вопроса», отличающегося благодаря этому от части А своей незавершенностью) и возвращения (репризы) части А (вопрос— ответ); благодаря этому создается трехчастная реприз-ная форма.
Тема рондо вступает всегда сразу же после окончания куплета (так как пауза нарушила бы здесь контраст, который создается при возвращении темы рондо).
Только с подвинутыми учениками можно попытаться импровизировать, не ограничивая их определенной формой и предоставляя им самим установить временную протяженность своей импровизации. Трудность состоит здесь прежде всего в том, чтобы убедительно построить заключение куплета, то есть так, чтобы потребовалось вновь вернуться к теме рондо. Отсутствие мелодических и гармонических средств затрудняет решение этой задачи. Поэтому лучше обратиться к такого рода заданиям после мелодических импровизаций в форме рондо и использовать тогда более развитую форму ритмического рондо.