Прежде, чем начать этот урок, в качестве введения, я бы хотел вас познакомить с одним большим заблуждением, которое довольно часто встречается среди людей, которые никогда не учились играть на классической гитаре, или же были самоучками в этом деле, чего-то недопоняли, или же просто не узнали.
Дело в том, что в интернете я часто встречаю рассуждения на тему «какие струны лучше — нейлоновые или металлические». При этом чаще всего большинство говорит, что «конечно же металлические», приводя в качестве аргументов к этому такие, как «нейлон сильно тянется, его долго настраивать», или «у него звук глухой, а у металла звонкий». Чаще всего так говорят люди, которые или плохо разбираются в игре на гитаре, или знают только какую-нибудь одну её сторону. Чаще всего этой стороной является умение играть песни на акустической гитаре на 3х блатных аккордах. Естественно, что при такой игре нужно использовать металлические струны. Об этом — дальше. Гитара — это многогранный инструмент. Его можно использовать по-всякому — в зависимости от стиля игры. Можно играть пальцами, медиатором, на электрогитаре, на бас гитаре, на классике, на фламенко-гитаре и т.д. Есть гитары, подходящие для блюза, джаза, аккомпанемента, концертной игры и т.п. Для каждого стиля игры есть свои приёмы и тонкости, также в каждом инструменте используются свои «примочки». Вряд ли кто-то будет играть на электрогитаре пальцами (есть такие известные люди, но их очень мало), блюзмэн скорее всего скажет вам, что предпочитает тонкие металлические струны, которые легко тянутся и на которых легче делать бэнды. Тот, кто играет аккомпанемент, скорее всего скажет вам, что ему нравятся струны потолще. Итак, для каждого стиля игры есть свои «фишки» и «примочки». Теперь вернёмся к нейлоновым струнам.
Эти струны — как раз и есть «примочка» (условно говоря, чтобы было понятнее), и используют их при игре на классической гитаре. При этом, если вы играете на такой гитаре и на таких струнах, очень важным элементом такой игры является правильное звукоизвлечение. Основным элементом правильного звукоизвлечения на классической гитаре (а часто не только на ней) является игра ногтями. Кроме этого, помимо ногтей, важную роль играет конструкция гитары, а также правильная посадка с инструментом. Назову 1 из признаков конструкции классической гитары — гриф должен быть вклеен в корпус, а не прикрепляться к нему на винте.
Итак, чтобы правильно играть на нейлоновых струнах, должен быть соблюден ряд правил:
— гитара должна подходить для нейлоновых струн (не на винте, не какая-нибудь например концертная); — игра должна вестись определённым образом — ногтями, с правильным звукоизвлечением, в правильной посадке, с соблюдением множества правил; — ногти должны быть правильно обработаны.
Вы должны понять, что сравнить нейлоновые и металлические струны невозможно — нейлоновые и металлические струны служат для разных целей. Если человек говорит вам, что ему не нравятся нейлоновые струны, он просто не знает как правильно на них играть, вот и все дела.
Итак, давайте перейдём к практике и разберёмся, как же нам правильно «настроить» наш рабочий инструмент, то есть наши ногти.
Примечание: раньше на гитаре играли без ногтей, но потом всё же решили, что ими играть лучше. Игра ногтями стала своего рода новым этапом в жизни этого инструмента. Есть люди, которые играют и без них, но их меньшинство, чаще всё же учат играть именно ногтями. Играть таким образом можно не только на нейлоне, а и на металле.
«Настраиваем» ногти
Разберёмся сначала с левой рукой, т.к. с ней всё очень просто — убирайте на ней ногти «под ноль», иногда гитаристы оставляют на левой руке небольшие ногти длиной около 0,5 мм — для придания жёсткости пальцам — это помогает, если при игре часто используется приём «легато».
В качестве примера я предлагаю посмотреть фото моей правой руки, попутно буду объяснять:
Ногти на правой руке необходимо отрастить так, чтобы они выступали за подушечку пальца примерно на 3-4 миллиметра. Как вы видите, на мизинце ноготь спилен «под ноль» — так же можете сделать и вы. После того, как вы их отрастили, их необходимо правильно заточить. Делается это так: если вы смотрите на руку сверху вниз со стороны, обратной ладони, их нужно заточить слева, в том месте, где это у меня показано стрелками. Скошенная затачиваемая поверхность должна быть идеально гладкой, без зазубрин и без выступов. Примечание: разные школы учат обращаться с ногтями по-разному: или вообще не затачивать, или делать по форме подушечки пальцев, или короткими, или длинными. Профессионалы нередко пользуются накладными ногтями. Я считаю, что споры по поводу правильности обращения с ногтями бессмысленны, так как каждый учитель учит так, как научили его в своё время. Я предлагаю вам один из способов. По крайней мере, меня учит так мой преподаватель, а он закончил музыкальную консерваторию, поэтому у меня по поводу правильности моего способа обращения с ногтями сомнений не возникает.
Разберёмся с большим пальцем.
Здесь вобщем-то то же самое, как и у других пальцев. Затачивайте его слева. Заточка нужна для того, чтобы когда вы будете играть по басовой струне, особенно ударом, ноготь не цеплялся за струну. Часто ноготь на большом пальце не подпиливают, тогда при ударе по струне он играет её ногтем, это тоже практикуется, только я например привык его затачивать.
Лучше всего ногти затачивать не металлической, а пластиковой пилкой. Продаётся она свободно во многих магазинах, стоит недорого. Вот как она выглядит:
Как ещё можно подготовить ногти
Кроме описанного мной способа есть ещё другой, не менее часто применяемый способ ухода за ногтями. Он заключается в том, что ногти не подпиливаются с боков, а подравниваются под форму подушечек пальцев. То есть они имеют округлую форму. Вот рисунок: Он взят с сайта www.guitar.ru. И ещё, чтобы вы точнее поняли, насколько надо отрастить ногти, вот ещё рисунок с того же сайта www.guitar.ru:
Если посмотреть со стороны ладони, то ноготь должен выставляться за подушечку пальца примерно на 2 мм. В этом уроке всё. Готовьте ваши ногти к игре. Не бойтесь это делать, потому что на гитаре на самом деле так и играют, как на классике на нейлоновых струнах, так и на акустике на металлических струнах.
В следующем уроке мы займёмся очень важным делом — рассмотрим основы правильного звукоизвлечения, используя при игре ногти.
Дата публикации: 18.08.2007
Прочитано: 75511 раз