Программные параметрические эквалайзеры получили настолько широкое распространение, что часто их называют просто “EQ”. Возможно, в вашем редакторе эквалайзер столь же легко доступен, как и канальная панель. В приложениях типа Logic, SONAR и Cubase предусмотрена возможность просмотра изменений, происходящих с сигналом, в окне просмотра канальной панели в ходе коррекции параметров фильтрации. Таким образом, вы можете мгновенно оценить эффективность выбранных настроек эквалайзера.
Рис. 7.15. В подключаемых модулях эквалайзера имеется широкий выбор предустановок, рассчитанных на типичные задачи коррекции в звукозаписи, как в показанном примере подключаемого модуля из состава Logic Pro
Сводим фонограмму. Используя эквалайзер для коррекции звучания уже сведенной фонограммы, можно выполнить тонкую балансировку тембра, но такого рода операция потенциально опасна. Желательно работать исключительно с отдельными элементами фонограммы, что позволяет осуществлять точно выверенную, “косметическую” коррекцию, а не перекомпенсацию уже готовой фонограммы. Любой специалист в области звукозаписи подтвердит, что при правильном выборе и размещении микрофонов и надлежащей коррекции аудиозаписи сведенная фонограмма будет прекрасно звучать без какой бы то ни было финишной коррекции. По этой причине имеет смысл выполнять индивидуальную коррекцию каждой дорожки, но при этом прослушивать всю смесь дорожек, а не отдельную дорожку: при сольном прослушивании дорожка звучит совершенно не так, как в “хоре” других дорожек. (Более подробно о сведении отдельных элементов в готовую фонограмму читайте в главе 10.)
Графические эквалайзеры
Графический эквалайзер представляет собой набор полосовых фильтров с фиксированной рабочей полосой частот, охватывающий звуковой диапазон. Изменяя коэффициенты передачи этих фильтров, можно сформировать требуемую амплитудно-частотную характеристику (рис. 7.16). Поскольку в этом случае возможность изменения добротности Q и центральной частоты не предусмотрена, у графического эквалайзера, по сравнению с параметрическим, более скромные возможности, но многих пользователей именно это и устраивает: с графическим эквалайзером куда проще работать. Программные графические эквалайзеры “копируют” классические профессиональные графические эквалайзеры, в том числе и характерные для них особенности звука (“живой звук”).
Рис. 7.16. Подключаемый модуль GEQSIVWindows/MacVST компании Anwidasoft (www. anwida. сот) выглядит, работает и звучит так же, как традиционный аппаратный аналоговый графический эквалайзер. Он придает звуку характерный тембр, удачно копируя эту особенность своих аппаратных предшественников
Ди-джеевский эквалайзер
Термин “ди-джеевский” закрепился в лексиконе технологии цифровой звукозаписи за упрощенными эквалайзерами, которые стали широко использоваться ди-джеями. Поскольку число регуляторов в этих эквалайзерах сведено к минимуму— это регуляторы уровня (коэффициента передачи) в высокочастотном, среднечастотном и низкочастотном диапазонах, — с помощью ди-джеевского эквалайзера можно самым невероятным образом резко менять тембр звука, не возясь с такими параметрами, как добротность Q. Для такой радикальной фильтрации идеально подходят аудиозаписи барабанного ритма, потому что этот сигнал отличается широким шумоподобным спектром. Присвойте регулятору функцию и поворачивайте регулятор до тех пор, пока рокот барабанов не приобретет металлический тембр. Этот эффект настолько популярен, что встречается повсеместно там, где используются электронные ритмы. В некоторых эквалайзерах такого типа заложена технология коррекции тембра, характерного для использования аналоговой фильтрации аудиосигнала, которая действует даже в том случае, когда регуляторы установлены в нейтральное положение. Примером может служить эквалайзер EQ Three, который входит состав Ableton Live (рис. 7.17).