Эффекты во временной области
Процессор задержки/эффекта “эхо”
Чистые эффекты delay (задержка) или echo (эхо) заключаются в повторе входного сигнала через заданный интервал времени. Самыми существенными настроечными параметрами процессоров задержки являются следующие.
■ Delay time (время задержки). Продолжительность задержки, задаваемая обычно в миллисекундах, но в некоторых случаях синхронизируемая по внешнему сигналу, например “привязанная” к ритму композиции.
■ Dry/wet mix (пропорция исходного/задержанного сигнала). Естественные отражения звука звучат тише, чем исходный звук, поэтому естественно уменьшить амплитуду задержанного сигнала.
■ Feedback (обратная связь). Задача создания многократных задержек упрощается, если использовать контур обратной связи. Вместо однократной подачи сигнала в процессор задержки в этом случае задержанный (и, возможно, прошедший фильтрацию) сигнал с выхода процессора задержки повторно возвращается на его вход. Для управления уровнем сигнала, возвращаемого с выхода на вход процессора задержки, используется параметр feedback level (уровень обратной связи). Установите минимальное значение этого параметра — и вы услышите только один задержанный звук. Чем больше этот параметр, тем больше повторов сигнала накладывается друг на друга и часто это приводит, в конце концов, к искажению сигнала.
Такие эффекты, как задержка и эхо, не следует путать с реверберацией: процессор задержки создает простое повторение сигнала, имитирующее естественные отражения в акустическом пространстве, но в нем отсутствуют регулировки тембра и пространственного звучания, которые имеются в ревербераторе (см. раздел “Ревербератор”).
Эта тема имеет множество вариантов реализации, отличающихся различными наборами возможностей; все они могут быть реализованы в программном обеспечении в различных комбинациях.
■ Stereo delay (стереозадержка). Возможность создания спецэффектов путем индивидуальной регулировки времени задержки правого и левого каналов звука или автоматического разноса во времени момента подачи задержанного сигнала в левый и правый каналы с целью создания эффекта ping-pong (скачущего в пространстве звука).
■ Multitap delay (многоотводная задержка). Сигнал разветвляется по нескольким каналам задержки (“отводам”), часто имеющим отдельные регуляторы уровня панорамы и обратной связи.
■ Filtered delay (многополосная задержка). Перед процессором задержки вставляется многоцолосный фильтр, и в разных полосах частот осуществляется индивидуальная задержка.
■ Таре echo (магнитофонное эхо). Этот вариант задержки позволяет реализовать широкую гамму эффектов (от чудного звука, напоминающего классические старинные записи, до характерного звука современных электронных импровизаций); он заимствован из ямайской ритмичной музыки в стиле “рок”, так называемой “реггей” (reggae), в которой используется такой эффект. Классический способ создания эффекта эха (рис. 7.30) базируется на многократном “прокручивании” сигнала через один или несколько катушечных магнитофонов и используется с целью создания как “мягкого” аналогового эха, так и необычных спецэффектов. При использовании контура обратной связи повторы сигнала без конца накладываются друг на друга и даже становятся все громче до тех пор, пока искажения не становятся заметными на слух. В программные средства имитационного моделирования заложены инструменты моделирования аналоговой схемотехники, предназначенные для приятного на слух искажения звука.