ВВЕДЕНИЕ
Технологии
для МУЗЫКАЛЬНОГО
ТВОРЧЕСТВА
Некогда технологии цифровой звукозаписи были исключительной привилегией очень богатых людей, университетских лабораторий и студий звукозаписи, которые стоили миллионы долларов. Времена изменились. Сегодня технологии цифровой звукозаписи и производства музыкальной продукции стали доступны всем, у кого есть компьютер с весьма скромными но современным меркам характеристиками. И традиционная звукозапись — это только начало. Компьютеры — это инструмент, с помощью которого можно сочинять новые музыкальные произведения и создавать новые звуки; это и музыкальный инструмент, и инструмент для озвучивания кинофильмов и звукового сопровождения теле-и радиопередач. Музыкальные студии, оснащенные профессиональным оборудованием, как и раньше, стоят дорого и доступны далеко не всем, а профессиональная подготовка и опыт ценятся на вес золота. Но и любитель в своей домашней студии сможет создавать звукозаписи профессионального качества. Более того, для этого необязательно нужна даже “домашняя” студия. И действительно, ничто не мешает теперь сочинять музыку, сидя в кресле пассажирского самолета, и импровизировать на портативном компьютере прямо во время концертного выступления.
Инструменты, предназначенные для работы с цифровым звуком, стали, по сути, принципиально новым музыкальным инструментом, или, точнее, ансамблем инструментов. Но, хотя современные звуковые технологии становятся все доступнее, предоставляя любому желающему возможность создать восхитительную музыку, никто не обещал, что в совершенстве овладеть этими инструментами будет легко и просто. Для того чтобы научиться хорошо “играть” на таком инструменте, как и на любом другом музыкальном инструменте, необходимо иметь способности и много и упорно учиться.
Новые технологии компьютерного производства музыки предъявляют новые требования и к музыкантам. Теперь уже недостаточно уметь играть на каком-то одном инструменте (например, на рояле или электрогитаре), а все остальные вопросы, касающиеся технологии звукозаписи, переложить на плечи других специалистов. Сегодня музыкантам необходимо уметь сочетать разнообразные возможности современных технологий цифрового звука так, чтобы добиться нужного эффекта. Теперь музыканту приходится быть одновременно и исполнителем, и композитором, и дирижером, и продюсером, и компьютерщиком.
В этой книге собрана информация, необходимая для овладения новыми знаниями и навыками, требующимися для профессиональной работы с цифровым звуком. И хотя разнообразие музыкальных стилей, вкусов и исполнителей поистине неисчислимо, есть круг общих вопросов, которые интересуют нас всех и в которых все мы должны разбираться досконально.
Нам необходимо понимать физическую сущность звука, чтобы эффективно использовать компьютер для обработки звуковой информации. Нам необходимо научиться создавать новые звуки и воссоздавать естественное звучание инструментов. Нам необходимо уметь записывать звучание как акустических, так и электронных музыкальных инструментов, звуки голоса и множество звуков реального мира, окружающих нас, причем записывать так, чтобы на слух качество записанного звука не отличалось от оригинального. Мы хотим распространять свои музыкальные произведения в виде нотных партитур, компакт-дисков, записей, распространяемых через Интернет, в виде фонограмм для видео- и кинофильмов или исполнять их на концертах. Для того чтобы реально научиться этому, необходимо познакомиться с инструментами и технологиями, используемыми для этих целей, решить, какое оборудование и программное обеспечение необходимо приобрести, разобраться в том, как его подключать и какие кабели для этого необходимы, и научиться работать с ним.