Каким бы путем вы ни шли, в любом случае метки временного кода должны быть внесены в нотную партитуру, как показано на рис. 12.8, с аннотациями в особо важных точках привязки. Таким образом, исполнители видят, какие точки привязки нужно обязательно точно отследить, и, исполняя музыку, следят за тем, чтобы точно попасть в эти точки.
“Живое” исполнение музыкального сопровождения
Работая исключительно в замкнутом мире цифровой звукозаписи и видеозаписи, не очень сложно решать вопросы синхронизации. “Живое” исполнение музыкального сопровождения позволяет привнести в точную цифровую технологию элемент случайности (человеческий фактор). Но это нисколько не облегчает работу композитора. Можно поручить дирижеру вести музыкантов в такт с изображением на экране или предоставить им самим следить за ним, или снабдить музыкантов наушниками, через которые воспроизводить метрономную дорожку во время записи их исполнения (метрономная
Рис. 12.9. В ряде программ, например в Logic Pro, предусмотрена возможность индикации временного кода в увеличенном масштабе; эта опция позволяет воспроизводить показания индикатора временного кода на втором мониторе или телевизионном проекторе, облегчая слежение во время «.живого» исполнения музыкального сопровождения дорожка служит для воспроизведения щелчков метронома, задающих темп исполнения партии, который может меняться).
Во многих рабочих станциях цифровой звукозаписи (DAW) предусмотрена возможность индикации временного кода в увеличенном или регулируемом масштабе (рис. 12.9). Даже в профессиональных студиях многие дирижеры выводят показания этого индикатора на экран, чтобы одновременно следить за ними и нотной партитурой. Расширение возможностей воспроизведения на экране нотной партитуры в режиме реального времени с одновременным воспроизведением видеозаписи, ставшее возможным во многих рабочих станциях цифровой звукозаписи (DAW) и программах нотной записи, например Sibelius, дает возможность просто открыть окно воспроизведения видеозаписи, вывести на экран индикацию временного кода и, нажав кнопку Play, начать исполнение, следя за партитурой на экране. Чтобы повторить эту голливудскую технологию при скромном бюджете, понадобится проектор или телевизор, или компьютерный монитор с большим экраном, чтобы во время записи следить за согласованностью исполнения с изображением на экране.
Экспорт аудиозаписи для переноса в программу видеомонтажа
Отредактировав аудиозапись, необходимо экспортировать готовую фонограмму в формате, позволяющем легко перенести ее в программу видеомонтажа. Вопросы синхронизации будут; рассмотрены во второй части этой главы, а сейчас достаточно запомнить, что независимо от того, какую конкретно задачу вы решаете — занимаетесь ли вы видеомонтажом или чем-то еще, — правильный выбор формата экспорта аудиозаписи остается одинаково важным моментом.
По большей части экспорт аудиозаписей осуществляется в следующем формате.
1. Формат AIFF или WAV.
2. 48 кГц, 16 бит.
3. В файле должен быть предусмотрен сигнал “2-Ьеер”, короткий тональный сигнал длительностью один кадр, звучащий за две секунды до начала самой фонограммы, об этом читайте ниже, в разделе “Сигнал «2-Ьеер»”.