Для решения такой задачи подходит любая программная платформа модульной архитектуры, например Pure Data, Мах и Plogue Bidule. В действительности создание патчей для обработки MIDI-данных— это, пожалуй, самый эффективный способ приступить к изучению такой программной платформы, потому что такие задачи, как создание патчей, относятся к числу простейших. Например, вы можете создавать аккорды автоматически, используя элементарную арифметику: для каждого события типа note-on с помощью модуля add выводится дополнительное событие, описывающее ноту, поднятую на заданное число ступеней но ступенчатой шкале над исполненной нотой. Для создания трезвучия используйте два объекта add, подключенных к объекту output (рис. 13.5).
Рис. 13.5. Три варианта оперативного управления MIDI-данными с помощью самодельных программных патчей. С помощью простых арифметических операций вы можете объединять объекты в один объект в программе Max/MSP для изменения нот (1). Строя по этой технологии разнообразные объекты, вы получаете самодельный секвенсер на свой вкус (2). Используя готовые “макросы” (компоненты более крупного патча) или “ансамбли” (готовые инструменты), вы можете сразу же приступать к созданию собственных исполнительских программ в приложении Reaktor, используя объекты, аналогичные этому степ-секвенсеру (3)
Более опытные пользователи могут создавать сложные алгоритмы генерирования случайных нотных последовательностей. Доведя эту концепцию до предела, вы можете свести свое “живое” исполнение к нажатию одной-единствеииой клавиши. Конструируя собственный генератор MIDI-трафаретов, помните о том, что MIDI-трафареты можно использовать для управления не только высотой тона, но и любыми другими параметрами.
Те, кого пугает перспектива погрязнуть в изучении ПО модульной архитектуры, могут просто соединять цепочкой процессоры MIDI-эффектов в Ableton Live. Эффект Random, поскольку предусмотрена возможность регулирования уровня рандомизации, особенно подходит для создания сложных эффектов. Используя MIDI-ОХ или MidiPipe, можно создавать генераторы MIDI-трафаретов на базе заданных правил.
Манипулирование эффектами в “живом” выступлении
Манипулируя программными эффектами в оперативном режиме, вы можете использовать весь арсенал инструментов цифрового звука для обработки как “живого”, так и записанного звука (рис. 13.6). Манипулирование параметрами эффектов во время выступления превращает их в часть исполнения. Простое добавление эффектов к имеющимся элементам (аудиообразцам звука, готовым звукозаписям и синтезируемому звуку) осуществляется привычным путем — маршрутизацией звука через процессоры эффектов, как при обычной студийной работе (об использовании эффектов подробно рассказано в главе 7).
Рис. 13.6. Пакет мультиэффектов, например TonePort компании Line6, поможет эмулировать студийное оборудование на сцене. Такие пакеты любят использовать гитаристы, но имитаторы микрофонных предусилителей идеально подходят для вокала; процессоры нелинейных искажений (distortion), усилители и эффекты используют и с другими инструментами (фотография публикуется с любезного разрешения компании Line6, Inc.)