Цифровой звук. Реальный мир стр.367

Разрешение, составляющее 24 сообщения за четвертную ноту (24 PPQN), значительно меньше разрешения редактирования MIDI-данных большинства аудиоприложений, но для синхронизации в “живом” исполнении его достаточно. Возникновение проблем с синхронизацией возможно только при слишком резких изменениях темпа. Например, не стоит менять темп с 40 долей в минуту на 240 долей в минуту моментально. Плавное, небольшими порциями, изменение темпа обычно куда лучше.

Для быстрой синхронизации программ, компьютеров и аппаратуры можно использовать комбинацию MIDI-данных, задающих темп, и сообщений start и stop. В общем виде процедура выглядит следующим образом.

1.    Выбираем ведущее (master) устройство (программу) MIDI-синхронизации, передающее MIDI-сообщения типа clock. Назначаем аппаратный или программный компонент в качестве передатчика MIDI-сообщений тактовой синхронизации. Не все устройства и приложения способны как принимать, так и передавать сообщения; многие способны только принимать их (приложение Propellerhead Reason, например, способно только принимать MIDI-сообщения, хотя его можно загрузить как ведомое (slave) клиентское ReWire-приложение и использовать базовое ReWire-приложение для передачи MIDI-сообщений типа clock).

2.    Подключаем MIDI-оснащение. Подключаем MIDI-аппаратуру и MIDI-приложения, в которые необходимо подавать MIDI-сообщения тактовой синхронизации от ведущего устройства (приложения). Как в случае сложного аппаратного комплекса, могут понадобиться многопортовые MIDI-интерфейсы, но в большинстве случаев нужны всего лишь MIDI-кабели и/или кабели USB/FireWire.

3.    Конфигурируем передающее устройство. В большинстве программ (в их числе Ableton Live и рабочая станция цифровой звукозаписи DAW Cakewalk SONAR) предусмотрена возможность выбора пользователем портов, через которые осуществляется обмен MIDI-сообщениями тактовой синхронизации.

4.    Конфигурируем приемники MIDI-данных синхронизации. Все устройства-при-емники должны работать в режиме внешней синхронизации; для приема MIDI-сообщений типа clock в приемниках MIDI-сообщений тактовой синхронизации необходимо выбрать опцию external. После того как это сделано, в зависимости от типа используемого устройства (приложения), ряд функциональных возможностей (например, арпеджиатор) становится доступным только в том случае, если в приемник поступают MIDI-сообщения тактовой синхронизации. Блокирование источника сигнала тактовой синхронизации может привести к тому, что синхронизируемое устройство начнет создавать неожиданные звуки или звук вовсе пропадет.

5.    Приступаем к исполнению. Когда все готово, начинаем выступление. Скорректировать темп по ходу исполнения можно с помощью регулятора темпа или отбивая такт (прочитайте ниже раздел “Отбиваем такт”); все устройства-приемники будут работать синхронно. Нажмите кнопку stop, и все устройства остановятся.

Если вы хотите поимпровизировать и в вашем распоряжении имеются программные и аппаратные средства, позволяющие делать это, можете использовать MIDI-сообщения типа clock для привязки к конкретным точкам в аранжировке или для выбора музыкальных фрагментов путем использования MIDI-сообщений типа position и song select.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒