Цифровой звук. Реальный мир стр.391

Рис. 13.28. Основополагающая идея, лежащая в основе “кабельного” интерфейса (patcher interface), заключается в использовании виртуальных кабельных перемычек (patch) для отображения маршрута потока данных. Это позволяет использовать одно устройство для управления другим, например для “привязки» цвета в объемной визуализации звука, создаваемой утилитой Quartz Composer компании Apple, показанной на этом рисунке

Пользователи, применяющие такое ПО, как Мах или Reaktor, часто говорят, что они “программируют” настраиваемое ПО, хотя на самом деле большая часть работы уже выполнена (в этом и заключается одна из привлекательных сторон такого ПО). В Мах, Reaktor и Pd уже имеются сотни готовых объектов, предназначенных для выполнения множества простых операций, необходимых пользователю. В их число входят, например, генераторы сигналов для синтеза звука, маршрутизаторы аудио- и MIDI-данных, объекты — органы управления типа кнопок и движковых регуляторов и даже такие объекты, как меню. Так же, как из типовых элементов в конструкторе Lego, из этих объектов можно собирать великое множество вариантов, не испытывая необходимости создавать что-то “с нуля” (те, кто пишут программы, в Max/MSP и Pd могут использовать для этого такие языки, как Java и JavaScript).

Правильный выбор интерактивного инструмента

“Интерактивные” или “модульные” программные инструменты проектирования, предназначенные для музыкальных целей, представлены на рынке в широком ассортименте. Это, например, базовые приложения Plogue Bidule и Buzz, упоминавшиеся ранее в этой главе, а также инструменты создания авторских вариантов синтезаторов и эффектов, например утилита AudioMulch (www.audiomulch.com), работающая только на операционной платформе Windows, которая стоит всего $50, бесплатная среда конструирования звуков SuperCollider (www. audiosynth. com), совместимая только с ОС Мае, и утилиты для создания авторских вариантов эффектов и синтезаторов, например пользующаяся широким спросом условно-бесплатная программа SynthEdit для создания встраиваемых VST-модулей инструментов и эффектов (www. synthedit. com) для ОС Windows, которая стоит $50. Некоторые из этих утилит заслуживают отдельного рассмотрения, поскольку обладают уникальными функциональными возможностями.

Самой известной из таких программ является Мах (рис. 13.29), хотя версию, включающую инструменты для работы с аудиоданными, правильнее называть Max/MSP. Мах используется для решения широчайшего круга задач — от таких простых, как работа с MIDI-данными и аранжировками, до управления музыкальными роботами и факельными звуковыми органами, работающими на пропане, так называемыми пирофонами (pyrophone). Модули расширения Мах и Jitter компании Cycling ’74 для видео, обработки данных и ЗО-визуализации стоят ни много ни мало, а $850 (для учащихся — дешевле), но зачастую эти расходы себя оправдывают. В Мах включены тысячи объектов, и еще куда больше объектов разработано широким сообществом пользователей. Что касается возможностей создания “самодельных” синтезаторов и эффектов, у Мах есть достойные конкуренты, но Мах отличается несравненным арсеналом инструментов обработки данных, создания пользовательского интерфейса, не говоря уже о возможности составления программ на языках Java и JavaScript.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒