Бенды в стиле Jimi Hendrix’а | Игра на гитаре руками

Джон Бишоп, на основе минорной пентатоники и стиля Jimi Hendrix’а, объясняет как вы можете улучшить свою технику бендов…

Автор статьи: Jon Bishop
Оригинал: Guitar Techniques №170 (10.2009)

Jimi Hendrix

Бенды это отличный способ добавить экспрессии в свои соло. Можно сказать наверняка, что эта техника определяет звучание современного блюза и рока. Когда вы делаете бенд (подтягиваете струну вверх или вниз), вы увеличиваете её натяжение, и тональность звука повышается. Большое значение имеет и то, что вы можете манипулировать любой нотой, которая есть на грифе гитары. То есть в вашем распоряжении находятся микротональные интервалы, недоступные на таких инструментах, как пианино, орган и т. п.

Если вам нужно сделать восходящее глиссандо (плавное повышение тона), просто подтягивайте струну до нужного звука. Если вы хотите сделать понижение звука, то нужно заранее подтянуть струну, а потом отпустить бенд. Когда струна «дотянута» до нужной ноты, можно добавить пальцевое вибрато для улучшения точности тона и большего интереса и экспрессии.

Ключевым и наиболее проблемным моментом в бендах является точность тона. Точно также, как и певцу нужно тренироваться попадать во все ноты, нужно тренироваться и гитаристу. Ниже описан популярный метод тренировки «точности» бендов.

В аудиопримере используется Ми-минорная пентатоника, поэтому для тренировки можно использовать ноты Ля и Си. Зажмите ноту Ля на 14-м ладу третьей струны безымянным пальцем. Всегда, когда это возможно, используйте указательный и средний палец для помощи безымянному в бенде. Нота Си, которая является целью бенда, находится на 16 ладу третьей струны, попробуйте извлечь её до того как будете делать бенд, чтобы определить её тон. После этого подтяните Ля на один тон (равносильно двум ладам) до тех пор, пока не почувствуете, что слышите Си. Можете проверять и перепроверять получающуюся ноту, играя сразу после бенда ноту Си на 16-м ладу. Попробуйте запомнить как усилие, которое надо приложить, так и само звучание «правильной» ноты. Таким же образом тренируйте бенды на пол-тона (один лад) и полтора тона (три лада).

Упражнение демонстрирует основные бенды безымянным пальцем, которые используются в первой форме Ми-минорной пентатоники. Кроме того, упражнение позволяет запомнить правильное звучание лада.

В качестве бонуса, импровизация на одном аккорде в стиле Джими Хендрикса. Джими использует аккорд 7#9 во многих своих фанк-рок композициях (Foxey Lady, Spanish Castle Magic, Purple Haze и др.), поэтому этот аккорд является лучшей основой для нашего соло. Эта импровизация звучит в тональности Ми, потому что в первой форме минорной ментатоники чаще всего играют соло в этой тональности. Попробуйте сыграть под минус, идеи, которые записаны в нотах. Соло было написано с целью продемонстрировать как можно больше распространенных применений для бендов. Если вам понравится какой-то из ликов, запомните его и используйте в дальнейшем. Гитаристам любого уровня полезно периодически практиковаться в извлечении бендов.

В любой записи Джими Хендрикса есть много идей связанных с бендами. Если хотите послушать что-нибудь кроме студийных альбомов, то попробуйте «Radio One Sessions» или «Live At Winterland», в этих записях вы найдете лучшие спонтанные импровизации Хендрикса! «Живая» версия Red House, это настоящий показательный урок бендов, а кроме того, это одно из лучших выступлений всех времен!

Настройка

Настройка оборудования

Для записи использовалась гитара James Tyler SE, включенная в ламповый усилок Marshall. На гитаре был включен средний сингл, а Tone и Volume были выкручены на максимум. Чтобы сделать звук более похожим на хендриксовский, в соло использовалась Fulltone Clyde wah-wah. На этапе сведения в звук было добавлено немного дилэя и ревёрба. Чтобы повторить звучание на вашем оборудовании, включите средний или нековый звукосниматель и настройте усилитель на жирный перегруз.

Упражнение

Минорная пентатоника с бендами безымянным пальцем

Соло

Чтобы открыть в полном размере, нажмите на изображение.

Такты 1-2. Первый бенд очень популярен. Он находится между двумя совершенными консонансами: квартой (Ля) и квинтой (Си).

Такты 3-4. Следующий бенд от минорной септимы (Ре) до тоники (Ми), он тоже был одним из излюбленных у Джими. Фразы в тактах 3 и 5 начинаются с одного и того же лика в стиле Чака Берри (четвертая доля в тактах 2 и 5).

Такты 5-6. В пятом такте демонстрируется ещё один ключевой бенд, он находится между третьей минорной ступенью (Соль) и совершенной квартой (Ля).

Такты 7-8. В седьмом такте представлена классическая техника Хендрикса: pull-off на открытые струны. Довольно просто достичь высокой скорости, используя эту технику. А дублирование звуков открытых струн (Си и Ми) на октаву выше создает «цепляющий» слух эффект.

Такты 9-10. В девятом такте бенд используется для создания классической блюз-рок «вертушки». Для начала, поиграйте её медленно, скорость будет проще нарастить, когда пальцы «запомнят» паттерн.

Такты 11-12. Ещё одна классическая фраза Джими, часто имитируемая Стиви Рэй Воном. Она звучит круто, если вы играете её слегка отставая от ритма.

Такты 13-14. Здесь куча бендов к октаве. В бенд тем сложнее попасть, чем выше нота, поэтому нужно обратить особое внимание на то, чтобы не «перебендить».

Такты 15-17. В 15м такте представлен бенд в унисон, опять же, классическая фишка Хендрикса. Нужно бендить третью струну на тон со второго лада, пока она не станет звучать в тон с открытой второй струной. Когда эти две ноты звучат вместе, они создают поющий эффект, особенно, если вы используете wah-wah педаль.

Аудиопример соло с бендами в стиле Хендрикса (mp3)

Минус к соло с бендами в стиле Хендрикса (mp3)