Даже тривиальные травмы могут сильно повлиять на нашу игру. Другими словами, игра доставляет гораздо больше удовольствия, если вы можете о себе позаботиться.
Оригинал: Creative Guitar 1: Cutting Edge Tech by Guthrie Govan
От переводчика
Вторая глава это, фактически, половина книги. Так что выкладывать буду по кусочкам примерно такого размера.
Извините за обилие прим. переводчика, оправдаюсь тем, что это не художественная литература, тут важен не стиль, а понимание.
Физиологические аспекты
Некоторые замечательные музыкальные произведения были созданы гитаристами страдающими от физических недостатков. Посмотрите, к примеру, на Тони Айомми, человека, который написал все демоническе рифы Black Sabbath. Он потерял кончики пальцев на правой руке в результате производственной травмы (Тони левша), для многих гитаристов это поставило бы серьезных вопрос об их гитарной карьере в будущем. Но Тони сделал себе кожаные протезы кончиков пальцев, перешёл на более тонкие струны и продолжил создавать отличную музыку.
Или взять Лес Пола, этого Леонардо да Винчи среди гитаристов, который фактически изобрел мультидорожечную запись и цельнокорпусную электрогитару, не говоря уже о покорении поп-чартов своего времени и разработке классической гитары Gibson, названной в честь него. Игра Лес Пола часто затмевалась его другими достижениями в области музыки, но послушайте его инструментальные записи начиная с 50-х, вы услышите гитариста с выдающейся техникой, едким чувством юмора и некоторыми идеями на десятки лет опередившими своё время. Существует история, что когда Лес сломал руку в автомобильной аварии, медики говорили ему, что те дни, когда он играл на гитаре, закончены. Не смотря на их заключение, Лес уговорил врачей поставить ему руку под нужным углом, так чтобы гипс постоянно держал руку в позиции для игры и остался вполне доволен!
И, конечно, нельзя забыть случай с Джанго Рейнхардтом, они, вместе со Стефаном Грапелли, были одними из первых исполнителей цыганского джаза (gypsy jazz). Зажигательная акустическая техника Джанго до сих пор вдохновляет легионы подражателей. Джанго обгорел во время пожара в таборе, два пальца на его левой руке были настолько сильно повреждены, что их практически невозможно было использовать в игре, кроме как для некоторых аккордов. Но послушайте его записи — в любой из них он звучит гораздо более ловким, чем большинство гитаристов с полным набором неповрежденных пальцев.
Суть в том, что если вы достаточно преданы музыке, то для вас становится возможным всё что угодно. Несмотря на это, я должен добавить, что вышеупомянутые музыканты были исключениями. Их воображение и видение позволяли создавать уникальные музыкальные вещи, каждый из них чувствовал необходимость донести свою музыку до всего мира, невзирая на возникающие преграды. Это люди редкого сорта, и, конечно, большинство из нас понимают, что даже гораздо более тривиальные травмы чем те ужасы, что описаны выше, могут сильно повлиять на нашу игру. Другими словами, игра доставляет гораздо больше удовольствия, если вы можете о себе позаботиться. Дальше я опишу подборку советов по «самообслуживанию».
Повреждения кончиков пальцев
Самая знакомая для большинства гитаристов боль это, несомненно, Синдром Воспаленных Кончиков Пальцев. Этот псевдомедицинский термин (да, я сам его придумал) означает состояние являющееся результатом слишком большой тренировки, выражается в том, что кончики пальцев становятся настолько чувствительными, что болят, даже при прикосновенни к струне, не говоря уже об исполнении бендов на четыре лада.
Не забывайте, что опытным гитаристам понадобились годы, чтобы на пальцах образовались мозоли (участки ненормально твердой кожи). Если вы подвергаете свои пальцы не сильной, но регулярной «пытке», в виде игры на гитаре, то кожа на кончиках пальцев будет черстветь и утолщаться, становясь менее восприимчивой к боли, и больше похожей на кожу подошвы. Если же вы будете чрезмерно нагружать, то результатом станут натруженные блестяще-красные кончики пальцев со стёртой кожей и, может быть, даже с парой волдырей. Это может вывести вас «из строя» на некоторое время, так что лучше такого избегать. Безусловно, есть эдакие рок-мученики, типа Тэда Наджента, который утверждает, что когда был подростком, то каждую ночь тренировался до изнеможения, пока его пальцы не начинали кровоточить. Это очень трогательная история, но, на самом деле, кровоточащие пальцы это не самая хорошая вещь. Волдыри это плохо — они причиняют ненужную боль, они делают ваш звук хуже и никто не будет вас жалеть. Если вы чувствуете, что у вас начинаются симптомы, подобные описанным выше, то вам нужно прекратить играть на день или около того, чтобы дать пальцам необходимое для восстановления время. Если вы слишком запустите пальцы, то вам могут потребоваться недели на то, чтобы снова вернуться в рабочее состояние, и вы пропустите достаточно времени, чтобы потерять всю выгоду от такой тренировки.
Кстати, обычно, чтобы защитить пальцы их опускают в Surgical Spirit (это смесь этилового и метилового спиртов применяемая в британской хирургии — прим. переводчика), это позволяет им затвердеть быстрее, чем старым добрым способом «просто-продолжай-играть».
Продолжая тему «профилактика лучше лечения», хочу упомянуть ещё пару вещей касающихся сохранения мозолей. Во-первых, брать гитару сразу после того, как ваши руки побывали в воде это плохая идея. После душа или мытья посуды ваши мозоли размягчаются и даже пять минут обычной игры могут разодрать их в клочья. Когда они высохнут, то вы обнаружите, что с пальцев свисают куски кожи. К сожалению, эти куски и составляли ваши мозоли. Не хорошо.
Во-вторых, хорошо подумайте, если собираетесь увеличить высоту струн или их калибр. На это есть хорошие причины, вы узнаете о них в следующем разделе, но это увеличит нагрузку и воздействие на ваши кончики пальцев, а значит им придется стать ещё жестче. Запомните, делайте такие изменения постепенно — даже если вы уже играете несколько лет, переход с калибра .009 на комплект .013 может убить ваши руки.
В-третьих, хорошо бы изредка менять струны и протирать их начисто после игры. Старые струны ржавеют и становятся шершавыми, отчего скольжение по ним становится более болезненным, чем на новом комплекте.
В-четвертых, когда у вас образуются мозоли, им нужно будет справляться с вашим стилем игры, ваша задача — поддерживать такое состояние. Регулярная игра это, конечно, хороший план, но, согласитесь, это не всегда возможно — что угодно, начиная с приятных перспектив на выходные и заканчивая, несомненно, менее приятным загрузом на работе, может помешать вашему идеальному плану. Если вы обнаружили в своем календаре несколько месяцев, в которые не сможете тренироваться столько же, как обычно, то вам стоит потраться на недорогую акустику. Чем более дешевой, чем менее подходящей для игры она будет, тем лучше, поскольку игра на дряной гитаре в течение пары минут может быть столь же полезной для сохранения жесткости пальцев, как час игры на вашей любимой шред-машине (как и 98% моих статистических выкладок, эта полностью выдумана, но вы поняли, что я имею ввиду).
Наконец, если вы пришли в индийский ресторан и официант принес ваш заказ в одной из таких горячих сковородок на деревянной подставке, то вам лучше поверить его предупреждению, что не стоит до неё дотрагиваться. Я знаю гитариста, у которого были настолько хорошие мозоли, что он взял эту штуку пальцами, спокойно положил еды себе на тарелку и, не чувствовал боли до тех пор, пока не поставил ёмкость обратно на стол и не попытался убрать от неё руку. Как вы, наверное, догадались, его мозоли прижарились к горячему металу (если хотите, можете поморщиться) и ему понадобилось много времени, чтобы снова их нарастить.
Если вы играете на гитаре перед публикой, то правила немного меняются. Ваш долг, как профессионального музыканта, закончить выступление, не смотря ни на что. Ведь люди заплатили свои кровные, чтобы прийти на вас посмотреть, и с какими бы проблемами вы не столкнулись, публика не должна о них знать. Эта философия объясняет жуткие истории, как, например, Бадди Гай втыкал галстучные булавки себе в пальцы, чтобы ускорить восстановление мозолей (честно говоря, не знаю насколько это хорошая идея, но у Бадди получалось) или отвратительная самостоятельная пересадка кожи Стиви Рэй Воном.
Если вы не слышали эту историю, то сделаю небольшое отступление. Обычно у Стиви первая струна стоит калибра .013, и есть мнение, что иногда он переходил на .018 (хотя надо признать, настраивал чуть ниже стандартного строя). Поскольку Стиви играет техасский блюз, он часто использует широкие бенды, и вы можете себе представить, как его пальцы реагировали на такое издевательство: иногда они просто не справлялись с этим. Стиви придумал приклеивать кончики пальцев левой руки к предплечью правой суперклеем, ждать пока клей высохнет и отрывать! Думаю, смысл был в том, чтобы взять немного эпидермиса с той части тела, где он не так нужен, и перенести его на кончики пальцев, которым нужно была столько кожи, сколько возможно. (Кстати, я думаю, что суперклей придумали на одной из Мировых войн, как быстрый способ залатать раненых солдат, когда под рукой нет хорошего хирурга или инструментов. То, как Стиви использовал эту штуку, не так уж абсурдно, если вдуматься. Но, тем не менее, для большинства людей, это довольно экстремально).
Приведу противоположный пример, каждый, кто помнит музыкальные магазины 80-х подтвердит, что большинство клиентов-басистов тогда, с порога направлялись к какому-нибудь безголовому басу, брали его, подтягивали ремень на уровень подбородка и начинали неистово шлепать по струнам большим пальцем. Все они вдохновлялись игрой на басу вокалиста Level 42 Марка Кинга, который вывел слэп-бас на новый уровень популярности и технического мастерства (послушайте запись концерта A Physical Presence, если мне не верите). Постоянно колотить боковой стороной большого пальца по низкой Ми на басу настолько же «полезно» для вашей кожи, как и играть неистовый блюз на струнах калибра .013. Когда Кинг обнаружил, что мозоль на его пальце имеет склонность иногда лопаться, он решил обматывать эту часть пальца изолентой. После этого не только палец перестал травмироваться, но и оказалось, что улучшился звук — изолента добавила щелчок в начале каждой ноты, давая звуку перкуссивный тембр, что хорошо сочеталось с интенсивным слэповым стилем Кинга. Такой вот «хэппи энд»!
Все вышенаписанное применимо к небольшим травмам кончиков пальцев, которые, в общем, сами заживут, если вы о них немного позаботитесь. Но есть и другие проблемы с которыми вы можете столкнуться, и которые гораздо сложнее вылечить. Я имею ввиду проблемы с сухожилиями.
Разогрев
Иногда студенты подходят ко мне и обеспокоенно спрашивают: «Я решил удвоить продолжительность своих занятий. У меня были хорошие результаты, но где-то на прошлой неделе я почувствовал странную стреляющую боль в предплечье и запястье. Это нормально? Из-за этого стоит беспокоиться?».
Короткий ответ — да, вам нужно беспокоиться. Если вы перетрудите ваши мускулы и сухожилия, то заработаете тендинит или синдром запястного канала (в народе больше распространена калька с английского «кистевой туннельный синдром» — прим. переводчика), ужасная болезнь при которой срединный нерв (он отвечает за чувствительность и кординацию движений рук) сдавливается и не может нормально функционировать. Такие проблемы не могут просто пройти, поэтому если вы подозреваете, что с сухожилиями что-то не так, даже если симптомы слабые и нерегулярные, вы должны немедленно проконсультироваться с врачом и не напрягаться при игре, пока не услышите мнение эксперта относительно вашей проблемы. Если вы настоящий ипохондрик, то запомните, что есть разница между «хорошей болью» и «плохой болью»: вы должны обращать внимание на нерегулярную стреляющую боль, мышечные зажимы, и моменты когда мышцы вас «не слушаются», вместо небольшой усталости в руках и запястьях после хорошей тренировки.
Есть способы позволяющие избежать таких заболеваний. Как и в случае с любой другой физической активностью, перед тем как делать что-нибудь требующее слишком больших усилий вы должны разогреться, чтобы мускулы и сухожилия хорошо растянулись. Вы можете наблюдать такое в любом тренажёрном зале — пауэр-лифтеры и другие тратят много времени на растяжку перед тем, как начать что-нибудь поднимать, когда же переходят к тяжестям, то начинают со среднего веса, постепенно увеличивая до тяжёлого, это предохраняет их мускулы от резких растяжений и нагрузок. И точно также будет очень глупо взять гитару в руки впервые за несколько дней и сразу приступить к скоростному исполнению «Полёта шмеля». Игра технически сложного произведения дастся проще и с меньшей вероятностью приведёт к серьёзной травме, если вы предварительно подготовитесь, сыграв несколько простых упражнений в медленном темпе и постепенно наращивая его.
Всё это становится ещё более важным, если ваши руки недавно были на холоде. Низкие температуры заставляют вашу кровь отходить так глубоко внутрь тела, как только возможно, оставляя конечностям, например, рукам, только самый минимум циркуляции. Если ваши пальцы выглядят синеватыми, то им, однозначно, не понравиться участие в марафоне хроматических гамм, поэтому подумайте над покупкой пары перчаток. Конечно, в варежках вы будете выглядеть не слишком рок-н-ролльно, но это защитит ваши руки от шока при резкой смене температуры, и, в конце концов, других рук у вас нет.
Маленькая история о Гренне Гульде, Американском концертном пианисте (Гован ошибся, Гульд родился, творил и умер в Канаде — прим. переводчика) специализирующемся на сложных контрапунктических произведениях И. С. Баха. Такие произведения это музыкальная математика, они пугают, часто в них переплетаются четыре одновременно звучащие мелодии, и даже просто правильно сыграть все ноты это сложная задача, не говоря уже о том, чтобы каждая часть звучала отдельно от других. Но, даже спустя десятилетия, умение Гленна делать каждую часть независимой является эталоном для любого современного гитариста избравшего тот же репертуар. Перед концертом этот искуссный музыкант погружал руки в ведро с почти кипящей водой, утверждая, что улучшенная циркуляция крови позволяет ему играть на 30-40 процентов быстрее и делает его кончики пальцев более чувствительными к уровню динамики (а это, я думаю, один из важнейших факторов, если вы предпочитаете играть музыку включающую множество контрапунктов). Я допускаю, что напрямую этот метод не применим к игре на гитаре — пальцы пианиста занимаются тем, что нажимают на хорошенькие и гладенькие клавиши, а у гитариста на туго натянутую металлическую проволоку, поэтому нам мозоли нужнее! Но, это иллюстрирует пользу от разогрева, в частности, от перекачивания крови в руки. Да и Джо Сатриани, вроде бы, любит опускать свои локти в горячую воду, перед тем как играть. Возможно звучит немного странно, но, дело в том, что при игре на гитаре, на самом деле, используется много мышц предплечья, так что в этом есть смысл.
На другом конце температурной шкалы, помню читал старое интервью с Джеком Брюсом, басистом из Cream, в котором он описывал впечатления от использования баса Kramer с V-образной головой и алюминиевым грифом. Однажды ему пришлось выступать в очень холодной части света и его бас хранили в крайне холодном месте. В результате, ладонь левой руки прилипала к металлу задней части грифа, точно также как она прилипает к внутренней стенке морозильника. Я даже представить себе не могу как он провёл этот концерт. К счастью, с тех пор все основные производители отправили алюминиевый гриф на свалку, и можно не бояться, что вы встретитесь с такой проблемой (в свою защиту могу сказать, что это интересная история и она некоторым образом связана с температурой, так что мне захотелось её куда-нибудь вставить!).
В общем, не будет ошибкой полагать, что вашему оборудованию необходимо не меньше заботы, чем рукам — резкие смены температур могут сгубить настройку, звучание вашего оборудования а, в некоторых случаях, и саму структуру. Ламповые усилители, например, не любят когда их оставляют включенными на всю ночь а потом неожиданно выносят наружу и забрасывают в холодный фургон — гнёзда, в которые вставляются лампы, могут лопнуть если испытывают резкую смену климата. Моему любимому Страту понадобились месяцы, чтобы прийти в себя после концерта на открытой площадке на фестивале в Хьюстоне, Техас, в знойный июльский день, при 43°C и исключительно высокой влажности. После нескольких часов хранения в таких условиях, гриф не реагировал ни на какие операции с анкером, он просто больше не работал. Но мне повезло больше чем одному контрабасисту, который однажды утром проснувшись в номере Бразильского отеля, обнаружил на полу все запчасти, которые нужны, чтобы собрать контрабас — за ночь весь клей в его инструменте расплавился.
Посадка
Следующая вещь, которую вы должны принимать в рассчёт: поза при игре. Многие типичные для гитариста боли являются следствием неправильной позы, и, я полагаю, самое важное, что нужно запомнить, это то, что при игре вы должны чувствовать себя естественно и удобно. Если это не так, то поза неправильная! Вы, возможно, знакомы с основными принципами, если когда-нибудь посещали курсы которые проводятся в офисах, там рассказывают, что монитор должен стоять на уровне глаз, запястья при работе с клавиатурой должны быть выпрямлены, стул должен быть такой-то высоты, изгиб позвоночника должен быть «как на Рисунке 1, а не на Рисунке 2″, ну и так далее. В отношении посадки с гитарой, плохие привычки могут быть результатом игры вперившись в телевизор, слишком пристального вглядывания в гриф при игре или разучивания музыкального фрагмента с листов расбросанных по полу, это заставляет вас держать гриф под неестественным углом. В общем, вы должны стараться, чтобы позвоночник и запястья были как можно более прямыми.
Когда-то я работал преподавателем и должен был сидеть в маленьком классе по девять часов подряд, после нескольких недель я почувствовал неприятную, тупую боль под лопаткой, а это сильно затрудняло игру на гитаре. В итоге я понял, что причиной проблемы была не игра на гитаре сама по себе, дело было в том, что я использовал в обучении низкий стол, стоявший в труднодоступной части комнаты, на нём я записывал для студентов лики и соло не снимая гитары. Как только я понял это, я передвинул стол поближе к моей «рабочей» руке, подложил под бумагу стопку книг, чтобы приподнять её на более удобный уровень и боль ушла. Запомните, что при игре вы должны чувствовать минимум напряжения. Попробуйте обустроить то место, где вы занимаетесь, с учётом этого.