Путеводитель по примочкам (Overdrive, Distortion, Reverb, Delay) | Игра на гитаре руками

Серия статей о самых распространенных гитарных примочках: овердрайв, дисторшн, реверберация и дилэй). Рассказывается история эффектов, показано как «накрутить» звук как у некоторых известных гитаристов.

Оригинал: Серия статей в Total Guitar №№190-193 (07.2009 – 10.2009)

Овердрайв (перегруз)

Boss OverDrive OD-3

Большинство гитаристов выбирают овердрайв для своих первых экспериментов с эффектами, потому что этот эффект является определяющим для рок-звучания. Попросите кого-нибудь представить звук электрогитары и, скорее всего, он подумает о звуке перегруженного усилителя. Когда-то перегруженный звук считался плохим, поэтому когда пионеры, вроде Эрика Клэптона или Линка Рэя начали нарочно делать звук таким, то инженеры в студии не могли в это поверить. В конечном счете, они согласились записать эти дикие гитарные завывания, и с этого начался звук рок гитары. В те дни получить перегруженный звук можно было единственным способом — поставить усилитель на 10, поэтому появление педалей спасло мир от глухоты, которую мог вызвать рок.

Boss OverDrive OD-3

Большинство усилителей можно перегрузить включившись в отдельный канал или выкрутив громкость выше. Не смотря на это, педали Овердрайва тоже востребованы. Если у вас старый ламповый усилитель, педаль позволит создать перегруженный звук на низкой громкости. С любым усилителем вы можете комбинировать педаль и перегруз усилителя для сильного хрипа (кранча), и использовать звуковые настройки педали. Также вполне можно использовать Овердрайв как усилитель уровня звука. Выкрутите Level на педали на повыше и потом подключите к тому, для чего хотите увеличить громкость.

Попробуй Overdrive

Zakk Wylde «No More Tears»

Гитарист: Zakk Wylde
Песня: No More Tears

Зак использует овердрайв, подобно большинству хард-рок гитаристов, чтобы усилить уже хрипящий усилитель. Перед тем как включать педаль, сделайте звук усилителя слегка перегруженным. После это включите педаль и сделайте громкость повыше. Идея в том, чтобы с помощью педали получить больше перегруза от усилителя, чем от самой педали. Понемногу добавляйте Gain на педали, пока не получите достаточный сустэин. Затем, поставьте ручку Tone на 12 часов и подрегулируйте. Вы можете оставить педаль выключенной когда играете ритм и врубать, чтобы усилить выразительность соло.

Stevie Ray Vaughan «Pride and Joy»

Гитарист: Stevie Ray Vaughan
Песня: Pride and Joy

Стив использует усилители Fender, выкрученные на 10, но вы можете приблизительно повторить его звук с педалью Овердрайв. Включите свой усилитель в режим чистого звука (Clean), подключите педаль и слегка выкрутите Gain. Классический блюзовый звук чистый, но «с яйцами». Чтобы получить правильный звук, вам нужно сильно бить по струнам. Настройте Level так, чтобы громкость не скакала вверх-вниз, когда вы включаете педаль. Таким образом вы получить плавный переход между чистым и грязным звуком. Ручка тона должна быть на низкой стороне, цель — получить жирный звук, а не слишком яркий.

Дисторшн

Boss Distortion DS-1

Теперь рассмотрим большого и волосатого кузена Овердрайва. С тех пор как придумали рок, гитаристы доводили перегруз до крайних пределов добавляя усиления (Gain). Добавление гейна, в общем смысле, означает добавление уровня сигнала в перегруженной цепи. Высокий гейн даёт дисторшн. Если Овердрайв это звук рока, то дисторшн это звук металла. Группы типа Pantera, Slayer, Deftones и Trivium пошли даже дальше, они высекают металл на пределе дисторшна.

Boss Distortion DS-1

Сравнительно с овердрайвом дисторшн более ровный с большим сустэйном. Ранние металл-группы получали свой звук включая усилители на максимум и добавляя овердрайв для максимальной «грязи». Но, к счастью для наших ушей и кошельков, теперь можно купить педали, которые сами по себе дают полноценную «грязь». Чтобы услышать разницу, сравните разницу в звучании современных металл-групп типа Mastodon или Killswitch Engage использующих дисторшн, и группы с классическим перегруженным звуком AC/DC или The Answer. Когда будете настраивать свою примочку используйте уши, а не глаза. Другими словами, не просто поворачивайте ручки в положение, в котором, по вашему мнению они будут хорошо звучать, а слушайте свой усилитель.

Попробуй Distortion

Lamb of God «Set to Fail»

Группа: Lamb of God
Песня: Set to Fail

В последнем альбоме группы Lamb The God «Wrath» Марк Мортон отказывается от гейна: «Иногда использование малого уровня дисторшена может сделать звук более тяжелым», сказал он журналу. Очень высокие настройки могут «украсть» атаку, похоронив важный для звука кранч. Чтобы получить предельный металлический саунд, выкрутите Gain так низко, как только возможно без ущерба для агрессии: слишком мало не даст звуку брутальности; слишком много сделает звук гитары «плоским». В зависимости от типа усилителя, повысьте громкость настолько, насколько позволяет ситуация. Металл всегда звучит тем лучше, чем он громче.

Kurt Cobain «Smells Like Teen Spirit»

Гитарист: Kurt Cobain
Песня: Smells Like Teen Spirit

Верный Boss DS-1 Курта был очень большой частью динамики гранджа. Наступая на педаль во время припевов он давал своим песням мощный пинок. Чтобы повторить это, выставьте Level на педали повыше. Эффект будет полностью разрушен, если звук будет становиться тише при нажатии. Курт использовал тонны гейна, но не надо ставить все на 10. Слегка открутите Gain назад, чтобы гитара звучала чуть более натурально. Точные настройки сильно зависят от остального вашего оборудования, но целью является получение жирного звука. Вам нужно сильно понизить Tone, но не настолько, чтобы звук стал мутным и неразборчивым.

Ревербератор

BOSS Digital Reverb RV-5

Ревербератор симулирует звук гитары в пространстве. Если вы играете на гитаре в церкви, то у вас будет большая реверберация, потому что это большое пространство. А если вы играете ни гитаре в спальне, то вы получите только небольшую часть отраженного от стен звука (ну, если конечно вы не в замке живете!). Педаль Reverb пытается воссоздать подобные окружения.

Чем больше реверберации в звуке гитары, тем «дальше» звук. Представьте, что разговариваете с кем-нибудь рядом с собой: вы не услышите практически никакого отраженного звука, только непосредственный звук голоса. А если тот же самый человек кричит вам с другой стороны улицы, вы услышите реверберацию, поскольку звук будет отражаться от стен.

Boss Digital Reverb RV-5

Точно такой же эффект создает педаль. Если вы хотите достичь напористого звука, то вам не следует использовать много реверберации, но если вы хотите играть, словно, на природе, то используйте побольше ревёрба. Будьте осторожны при использовании реверберации вместе с дисторшеном. Результат может быть весьма невнятным. Большинство рок-гитаристов используют натуральный эффект реверберации помещения, или его добавляют позже в студии на уже записанный звук гитары.

Попробуй Reverb

Dick Dale «Misirlou»

Гитарист: Dick Dale
Песня: Misirlou

Пропитанный ревёрбом звук Дика Дэйла, определяющий звучание гитары в Misirlou (и в теме для «Криминального Чтива») создается с использованием пружинного (Spring) ревербератора Fender. Более современные педали позволяют воссоздать это «в цифре». Ручка Tone определяет насколько влажным будет звук: если выставить его на высокое значение, то будет похоже на металлические стены или другие хорошо отражающие поверхности (отлично для «волнообразного» звука); низкое значение делает звук сухим и похожим на деревянные стены. Ручка Lever управляет сведением звуков, поэтому вы можете подрегулировать сколько оригинального звука гитары вы слышите и сколько от эффекта.

Sigur Ros «Von»

Гитарист: Sigur Ros
Песня: Von

Первые ревёрбы были «пластинными». Звук проходил через большие контейнеры наполненные резонирующими металлическими пластинами. Для реверберации большого пространства хорошо подходит симулияция пластинного (Plate) реверба или большого помещения (Giant Hall). Реверберация «занимает много места», поэтому при игре надо быть очень экономным. Вырутите все ручки на высокие значения, чтобы получить очень яркий, объемный звук. Можете поэкспериментировать вставляя ревёрб в разные места своей цепи эффектов, чтобы добиться наиболее чистого звука, или можно просто расположить ревёрб последним.

Дилэй

Boss Digital Delay DD-7

Сначала устройства создающие эффект дилэя просто записывали на пленку аудиосигнал и проигрывали спустя милисекунды, тем самым создавался эффект эхо. Современные примочки работают на том же самом принципе, но звук сохранятся в цифровом виде и проигрывается через заданное пользователем время. Дилэй сильно отличается от реверберации, которая воссоздает эхосигналы в акустической среде (например, отражение звука от стен или потолка). В естественной среде, эхо (дилэй) звучит позже чем реверберация, поэтому устройство дилэя нужно располагать после педали реверберации.

Boss Digital Delay DD-7

То, как вы будете использовать дилэй, зависит от того, какой стиль музыки вы играете. Если вы играете тяжелые металл-ритмы как у Lamb Of God или Pantera, то вам нужен короткий дилэй, чтобы плотный звук не стал «грязным». С другой стороны, гитаристы вроде Дэвида Гилмора используют длинный дилэй, чтобы добавить атмосферности и плотности в богатые паузами части песен (например, вступление к Pink Floyd «Time»). Можете поэкспериментировать добавляя немного дилэя в свои соло, чтобы сделать звук полнее, и добавить немного «навязчивости» в свои мелодии (как например мелодия «Always With Me, Always With You» Сатриани).

Попробуй Delay

Nuno Bettenсourt «He-Man Woman Hater»

Гитарист: Nuno BettenCourt
Песня: He-Man Woman Hater

Нуно использует педаль дилэя от Boss, чтобы создать ужасающе быстрое вступление к He-Man Woman Hater, с альбома Extreme «Pornograffitti». Это звучит, так словно Нуно летает по грифу, но на самом деле он играет в два раза медленнее. Дилэй здесь используется для создания иллюзии скорости. Время между каждом повтором очень маленькое, поэтому установите свой дилэй на 250ms. Используйте регулятор Feedback, чтобы установить количество повторов. В нашем случае сигнал должен быть коротким и хлестким, поэтому поставьте Feedback пониже.

The Edge «Where The Streets…»

Гитарист: The Edge
Песня: Where The Streets…

Эдж использует два дилэя с разными настройками, разделяя сигнал на два сигнала, которые идут в два разных усилителя. Таким образом, он может панорамировать (pan) дилэй на левый или правый канал во время микширования. Также он использует дилэй воспроизводящий восьмые ноты с точкой (трель). Если восьмая нота длится на протяжении половины доли, то, когда трель с точкой, её длительность увеличивается то трех четвертей доли. Если последовательно играть восьмые ноты с «точечным» дилэем, то можно получить очень интересную текстуру звука. Поставьте Feedback на три повтора и добавьте высоких частот, если в вашей педали это можно сделать.

Дополнение от переводчика

Это серия статей, и, я полагаю, она ещё не закончена. Тем не менее, если вы не хотите ждать или если вы хотите узнать подробнее о работе звуковых эффектов, то я отправляю вас на википедию, где есть отличнейшие статьи по многим эффектам.

Ниже я привел некоторые ссылки:

Дисторшн

Овердрайв

Вокодер

Реверберация

Компрессор

Wah-wah

Эквалайзер

Модуляция

Хорус

Флэнжер

Фэйзер

Амплитудное вибрато

Кольцевая модуляция

Октавер

Питч-шифтер