Тренировка музыкального слуха для гитаристов | Игра на гитаре руками

В этой статье дается подход к базовой тренировке слуха. Это может помочь улучшить игру и сделать прослушивание любимой музыки более приятным. Хороший слух важен для любого музыканта, не только для гитаристов. С хорошим слухом вы можете отличать разные виды аккордов, аккордовых секвенций (прогрессий) и ладов. А это, поможет вам при написании песен, на джемах с другими музыкантами и при разборе песни, которую вы хотите сыграть не имея табов. Научившись различать больше технических нюансов музыки, вы получите и другое преимущество, теперь прослушивание ваших любимых треков будет более «глубоким» и приносить больше удовольствия.

Автор статьи: James Uings
Оригинал: Total Guitar №№187-188 (04.2009-05.2009)

intro_image-297x238-2955549

Часто люди думают, что «хорошие» уши это своего рода подарок судьбы. Действительно, некоторые люди имеют лучший музыкальный слух, чем другие, а некоторые рождаются с исключительным слухом. Таким одаренным музыкантам гораздо проще разбирать композиции, им достаточно всего пару раз их послушать. Но правда в том, что таких людей совсем не много.

Если вы, как многие из нас, не родились с хорошим слухом, не отчаивайтесь, потому что умение полностью понять то, что вы услышали можно развить со временем. Если достаточно практиковаться, то можно достичь уровня того, кто родился с таким талантом. В этой статье мы поможем вам «натренировать» ваши уши.

Для начала

Вы начнете обучение с того, что попробуете проверить себя, определяя базовые характеристики нескольких музыкальных отрывков, которые мы для вас приготовили. После этого примените полученные навыки на некоторых песнях и ликах. В итоге, у вас должно хорошо получаться описывать общее «настроение» трэка и некоторые детали гитарных партий.

Мажорные и Минорные аккорды, лады и ключи

Большинство аккордов и ладов можно разделить на две основные группы: мажор и минор. Классификация аккордов и ладов, на самом деле, более сложная, но эти две категории лежат в основе почти всей музыки, которую вы слушаете, и являются важной частью для начала нашего обучения.

У мажорных аккордов и ладов светлое, веселое звучание. Первый такт в Примере 1 иллюстрирует Ля мажорную гамму. Наверняка вы уже знаете некоторые мажорные аккорды. Это аккорды, которые обозначаются только буквой: G мажор = G.

У Минорных аккордов и ладов мрачное и угрюмое звучание. Во втором такте в Примере 1 показан наиболее распространенный, среди гитаристов, минорный лад: минорная пентатоника. У минорных аккордов в обозначении добавлена маленькая m: A минор = Am. Перед тем как начнете тест, обязательно некоторое время поиграйте мажорные и минорные аккорды и лады и послушайте из звучание.

ear_example_1-650x114-1431921

Пример 1. Мажорные и минорные гаммы.

Ля мажорная гамма (mp3)

Ля минорная пентатоника (mp3)

Два распространенных лада (в первом такте Ля мажорная пентатоника, во втором такте Ля минорная). Попробуйте поиграть их и послушать как они звучат. Обратите внимание на яркое звучание мажорного лада и мрачное минорного.

В какой тональности?

Вы, должно быть, слышали как люди говорят: «Эта песня в Ля-мажорной тональности». Это означает, что песня состоит из нот и аккордов из Ля мажорного лада. Не переживайте, если не знаете ни одного лада; вы можете отличить мажор от минора даже не зная ни одного лада или аккорда. Точно так же, как мажорные и минорные аккорды и лады имеют веселое и грустное звучание, у мажорных и минорных тональностей теже характеристики. Разница состоит в том, что тональность это набор мажорных и минорных звуков, которые в целом имеют веселое или грустное настроение. То есть, вместо того, чтобы идентифицировать отдельные аккорды, нужно сосредоточиться на общем настроении отрывка. Этот подход применим и к соло. В Примере 2 показана последовательность аккордов, включающая минорные и мажоные, но в целом, это мажорная тональность.

ear_example_2-650x146-6256414

Пример 2. Последовательность аккордов в мажорной тональности.

Последовательность аккордов в мажорной тональности (mp3)

Обратите внимание, что, не смотря на присутствие минорного аккорда, в целом звучание веселое и светлое. Обязательно поиграйте этот пример на гитаре, а не только послушайте.

Тест 1

Послушайте аудиопримеры и определите их «настроение» – мажорное или минорное. Не торопитесь! Послушайте пример столько раз, сколько вам нужно, чтобы быть уверенными в ответе.

Тест 1. Пример 1 (mp3)

Тест 1. Пример 2 (mp3)

Тест 1. Пример 3 (mp3)

Тест 1. Пример 4 (mp3)

Тест 1. Пример 5 (mp3)

Тест 1. Пример 6 (mp3)

Ответы

Определение техники

Теперь, когда вы получили представление о некоторых основных понятиях звучания музыки, самое время рассмотреть способы, с помощью которых из гитары извлекают звуки, т.е. ипользуемые техники. Способность определять, как играются аккорды, даст вам возможность полностью оценить то, как играет ваша любимая группа. Это будет первый шаг в данной работе. К тому же, понимание этих вещей даст вам идеи, когда вы начнете писать свои собственные песни!

Для простоты, мы возьмем три основные техники для ритм-гитары. Они описаны ниже, и, кроме того, проиллюстрированы в Примере 3.

  • Перебор (picking): ноты аккорда играются отдельно.
  • Бой (strumming): все ноты аккорда играются разом.
  • Стаккато: это итальянское слово, означающее (в данном случае), что аккорд играется отрывисто, с резким звуком. Аккорд играется боем, но ноты звучат кратко.

ear_example_3-650x147-9349517

Пример 3. Основные техники игры ритма.

Пример 3. Перебор (mp3)

Пример 3. Бой (mp3)

Пример 3. Стаккато (mp3)

В каждом такте показана разная техника игры аккорда D. Внимательно послушайте примеры и обязательно сыграйте сами, потому что эти знания вам пригодятся в тесте.

Техника и тональность

Эти уроки созданы так, чтобы постепенно повышать ваши умения, поэтому тест ниже объединяет распознание техники игры, некоторые из которых мы только что рассмотрели, и распознание разных типов аккордов и тональностей. Важно понимать, что вы только учитесь, вам понадобится некоторое время, чтобы полностью разобраться в вопросе. Не огорчайтесь, если не сможете ответить ни на один вопрос. Посмотрев в ответы, послушайте записи ещё раз и найдите, что именно вы упустили.

Тест 2

Послушайте теже самые 6 примеров, что и в первом тесте. Но теперь, вам надо определить не только общее настроение. Это сложнее чем в первом тесте, поэтому послушайте примеры еще столько раз, сколько вам нужно. После этого уберите лишние слова, чтобы получились верные предложения.

  • Трек 1 это минорный/мажорный аккорд сыгранный перебором/боем.
  • Трек 2 это минорный/мажорный аккорд сыгранный стаккато/боем.
  • Трек 3 это аккорд / последовательность аккордов в мажоре/миноре. Играется перебором/боем.
  • Трек 4 это аккорд / последовательность аккордов в мажоре/миноре. Играется стаккато/боем.
  • Трек 5 это прогрессия в которой используются мажорные / минорные / и мажорные и минорные аккорды. Играется перебором/боем.
  • Трек 6 это мелодия в мажоре/миноре, которая играется перебором/боем.

Ответы

Прослушивание вашей любимой музыки

До этого вы работали над специально подготовленными заданиями. Теперь пришло время проверить ваши новые навыки в реальной практике. Все, что вы узнали в этих уроках, может быть применимо к музыке, которая вам нравится. Тренированный слух позволяет получить больше наслаждения от музыки!

В вашем плейлисте могут найтись композиции, которые не так просто разобрать, как примеры выше. Но основные характеристики мажорности и минорности есть в большинстве песен, но вам может потребоваться не одно прослушивание, чтобы точно разобрать тональность и аккорды.

Кстати, если вы хотите найти наиболее простой (но не второсортный) музыкальный стиль, для тренировки своих ушей, то вы точно не ошибётесь, выбрав панк или инди. Песни в этом стиле в основном написаны очень просто, с простым рядом аккородов, поэтому очень просто определить тональность песни, которую вы слушаете. Легендарные группы типа Green Day или Oasis это хороший выбор для начала.

Кстати, вы можете обнаружить, что некоторые гитарные партии используют комбинацию из рассмотренных нами техник. Например, комбинацию боя и стаккато. Чтобы показать разницу между упражнениями и реальной жизнью, следующие вопросы будут по реальным музыкальным произведениям.

Тест 3

Мы выбрали наиболее ясные примеры, поэтому сложностей у вас не возникнет. Как и раньше, слушайте столько раз, сколько нужно, чтобы быть уверенным в ответе.

Rolling Stones. Paint It Black.

The Beatles. Here Comes The Sun.

Less Than Jake. Вступление к Abandon Ship.

  • Rolling Stones. Paint It Black. Мажорная или минорная тональность?
  • The Beatles. Here Comes The Sun. Мажорная или минорная тональность?
  • Less Than Jake. Вступление к Abandon Ship. Перебор или бой? Мажорная или минорная тональность?

Ответы

Интервалы

В следующей части урока вы научитесь различать интервалы. Выберите время, чтобы потренировать эти навыки и, со временем, у вас будет получаться разбирать риффы, аккорды и песни целиком.

Мы считаем, что нужно обязательно использовать правильные табы, чтобы разучивать песни. Но, с другой стороны, уверены, что каждый гитарист обязан уметь использовать свой слух, чтобы разбирать риффы и аккорды. Ведь невозможно сделать табы на все песни на свете, поэтому «на длинной дистанции» тренировка музыкального слуха выгоднее чем тренировка навыков поиска табов и интернете.

Ранее мы разобрали базовые приемы тренировки слуха и научились различать мажор и минор в трех формах: аккорды, лады и тональности (тональность это совокупность аккордов и нот, которые составляют общее музыкальное звучание). Теперь перейдем к навыку, который должен тренировать каждый музыкант. Из него строится хороший слух, именно используя его вы научитесь правильно играть риффы.

Интервалы мажорного лада

Хотя многие из нас начинают изучение ладов и минорной пентатоники, в основе Западной музыки лежит мажорный лад. Все другие лады строятся от мажорного лада и многие «не гитаристы» начинают своё обучение именно с неё, так что очень важно знать этот лад. Все упражнения этого урока можно сыграть используя только мажорный лад и простые мажорные и минорные аккорды. Если вы хотите получить максимум от урока — разучите мажорный лад, он показан в Примере 4.

ear_example_4-650x117-4936920

Пример 4. Соль мажорный лад.

Пример 4. Соль мажорный лад (mp3)

Разучите этот лад, вам может понадобиться несколько дней (или даже больше), чтобы свободно играть его, поэтому не надо переходить к остальным частям урока, пока не сможете играть этот лад без ошибок.

Что такое интервал

Первый шаг который вам нужно сделать, чтобы научиться разбирать песни, т.е., по сути, улучшить способность вашего слуха к распознанию музыки, это научиться распознавать интервалы. Интервал это расстояние между двумя нотами. Например, если после ноты До идет нота Ре это Секунда, если после До звучит Фа это Кварта.

Пример 5 иллюстрирует различные интервалы мажорного лада. Не особо старайтесь запомнить точные названия типа «Большая Септима» или «Чистая Кварта». Эти нюансы станут более понятны и более важны, когда вы станете опытнее. Послушайте как звучат интервалы в Примере 5 и, для начала, поиграйте Большую Терцию, Чистую Квинту и Октаву. Они довольно далеко друг от друга и их легко различать.

ear_example_5-650x143-7702886

Пример 5. Интервалы Соль мажорного лада

Пример 5. Интервалы Соль мажорного лада (mp3)

Когда играете интервалы, запоминайте их основные названия (иначе это бессмысленное упражнение). Играйте их медленно и старайтесь заметить чем они отличаются. Нижу будет тест, который поможет вам в запоминании интервалов.

Тест 4

В заданиях 1-5 используются только Большая Терция, Чистая Квинта и Октава. В заданиях 6-10 все семь интервалов из Примера 5. Послушайте каждый трек столько раз, сколько нужно.

Тест 4. Задание 1 (mp3)

Тест 4. Задание 2 (mp3)

Тест 4. Задание 3 (mp3)

Тест 4. Задание 4 (mp3)

Тест 4. Задание 5 (mp3)

Тест 4. Задание 6 (mp3)

Тест 4. Задание 7 (mp3)

Тест 4. Задание 8 (mp3)

Тест 4. Задание 9 (mp3)

Тест 4. Задание 10 (mp3)

Ответы

Разбор композиций по слуху

Возможно вас озадачивает, почему интервалы так важны для гитариста. Ответ прост: вся музыка создается из комбинаций интервалов. Умение определять какой интервал вы слышите — из колонок или в голове — это необходмый инструмент любого музыканта.

Теперь попробуем применить на практике то, что вы узнали из предыдущего урока. В Примерах 6-8 показано, как можно использовать интервалы при работе над риффами. Почитайте табы и подписи, послушайте аудио, и попробуйте применить такую же схему в пятом тесте.

ear_example_6-650x113-6304844

Пример 6. Работа над риффом

Пример 6. Работа над риффом (mp3)

Лучший путь для начала, это попытаться разобрать первый интервал. Здесь вы видите, что первый интервал это Чистая Квинта. Если вы найдете первые два интервала, то это даст вам колею, по которой, методом проб и ошибок, можно найти все ноты.

ear_example_7-650x137-3349440

Пример 7. Работа над группой аккордов.

Пример 7. Работа над группой аккордов (mp3)

Когда вы сталкиваетесь с последовательностью аккордов, лучше всего начать с определения «мажорности» или «минорности» каждого аккорда. Запишите эту последовательность. В данном примере это будет: мажор, мажор, минор, мажор, мажор.

ear_example_8-650x115-9677979

Пример 8. Отделяем основный тон

Пример 8. Отделяем основный тон (mp3)

После того, как вы определили тип аккорда, попытайтесь услышать самую нижнюю ноту — обычно это основной тон аккорда (тоника, нота по которой называется аккорд). В примере, тоники аккордов из предыдущего примера. Интервал между первыми двумя тониками — чистая кварта.

Тест 5

Пришло время разобрать несколько риффов и последовательностей аккордов, используя только уши и гитару. Ниже представленны простые риффы и последовательности аккордов. Каждый из риффов состоит из нот и аккордов Соль мажорной гаммы (Пример 4), и начинается с одного из интервалов показанных в Примере 5.

Вам понадобится несколько чистых листов для табов (их можно купить в магазине или распечатать с сайта www.blanksheetmusic.net, на которых вы набросаете интервалы. Послушайте первый трек. Первая нота это Соль (3й лад, шестая струна). Послушайте интервал между первыми двумя нотами, попытайтесь сыграть его.

Если у вас ничего не получается, вернитесь к Примеру 4 и попробуйте все интервалы оттуда, пока не найдете нужный. Запишите интервал в табы. После этого попытайтесь распознать все ноты, одну за одной.

Несмотря на простоту примеров, это довольно сложный тест. Возможно, вам понадобиться послушать пример раз 20, перед тем как вы разберете его. Поэтому не думайте, что даже неделя на этот тест это много! Когда вы разберете все ноты во всех пяти риффах, посмотрите ответы. Не жульничайте!

Тест 5. Задание 1 (mp3)

Тест 5. Задание 2 (mp3)

Тест 5. Задание 3 (mp3)

Тест 5. Задание 4 (mp3)

Тест 5. Задание 5 (mp3)

Ответ на Задание 1
Ответ на Задание 2
Ответ на Задание 3
Ответ на Задание 4
Ответ на Задание 5

Ваш следующий шаг

Эти уроки должны были дать вам понимание основ того, как тренировать слух и как разбирать песни. Но эти уроки это только начало тренировки слуха, поэтому не думайте, что вы автоматически начнете понимать каждую песню из своего iPod’а. Когда вы свободно начнете различать интервалы мажорного ряда и основные аккорды, риффы (а это может занять около шести месяцев), вам нужно будет начинать работать над другими интеравалами и учиться различать более сложные аккорды.

Тем не менее, даже с теми умениями, которые вы получили из этих уроков, вы уже встали на путь повышения своей грамотности, как гитарист!