Букварь гитариста стр.4

Паузы также имеют определенные длительности и обозначаются особыми знаками, соответствующими этим длительностям.

2.4 Размер, такт

Чередование длительностей в разных комбинациях называется ритмом. Музыкальные произведения, записанные на нотоносце, делятся на отрезки вертикальными чертами;’ расстояние от одной черты до другой называется тактом, а черта, отделяющая один такт от другого, называется тактовой чертой.

Если взять любое стихотворение, можно различить в нем сильные и слабые доли.

Так и в музыке существует чередование сильных и слабых долен. Первая доли в такте должна соответствовать сильному времени, поэтому она должна звучать громче и с некоторым ударением.

В за виси м ости от ха р а ктера м узы к а л ь но го п роизведеп и я счет может быт 11 двухдольным или трехдольным. Например, марш имеет двухдольный размер, и считать его следует: раз, два. рал. два, а вальс имеет трехдольный размер, и считать надо: раз. два. три.

Так как такты по количеству долен могут быть самыми разнообразными п па каждую долю такта может приходиться любая пота по длительности, то дли ясности в музыкальных произведениях перед ключом выставляют счет, который обозначается двумя цифрами.

Нижняя цифра указывает, какая длительность приходится на каждую из долей такта, а верхняя — сколько таких долей в такте, то есть на сколько надо считать. Счет на ^ иногда обозначается буквой «С».

2.5 Лига

Две или несколько одинаковых нот, связанные друг с другим дугами ^ «V (лигами), составляют один пеп рер ы пи ый звук, дл ительп ость которого р а в пя ется сVм ме длительности всех этих пот.

Например:

Лига может распространяться на несколько тактов, если она соединяет одинаковые к от ы:

2.07 Фермата

Фермата — знак, обозначающий неограниченное временем увеличение длительности. Фермата ставится над нотой или под ней — /О

2.7 Нота с точкой

Точка, поставленная с правой стороны ноты, увеличивает ее длительность на половину звучания:

2.8 Знаки альтерации

Гриф гитары разделен на лады. Каждый лад соответствует полутону. Если возьмем любой звук, например до (на второй струне), то для того, чтобы его повысить на полтона, надо взять следующий вверх лад, а перед нотой до поставить знак, который называется диез — ц .

Получившийся звук будет называться до-диез. Таким образим, диез — это знак, который повышает поту на полтона.

Бемоль — \р — это знак, который понижает звучание на полтона. Например, на третьей струне;

Получившийся звук будет называться си-бемоль.

Дубль-диез — к — повышает звук на два полутона, получившийся звук на 3- ладу второй струны будет называться до-дубль-диез:

Дубль-бемоль ■ У? — понижает звук на два полутона, получившийся на 2-ладу третьей струны звук будет называться си-дцбль-бемоль:

Бекар — Ь — знак, который восстанавливает первоначальное значение ноты:

Каждый из этих пяти знаков альтерации, встречающихся в музыке, действителен на протяжении всего такта.

Если двойное повышение ( к ) или понижение { % ) нужно превратить в простое, то перед такой нотой ставится Й или \> :

⇐ вернуться назад | | далее ⇒