На мой взгляд, работа музыкального супервайзера — одна из самых сложных, какие только на сегодняшний день существуют в мире. Во-первых, пока не завершена работа над фильмом, невозможно закончить работу и над музыкой (исключением является ситуация, когда используются старые записи, но это происходит не так часто). Студия крайне щепетильно относится к требованию, что фильм должен выйти не позднее оговоренной даты, и музыка при этом рассматривается как довольно незначительный элемент в производстве фильма, даже если по замыслу кинокартины музыка имеет огромное значение. В крупных кинокомпаниях бюджет на всю музыку обычно составляет около 11,500,000, в то время как на весь фильм может быть выделен бюджет в размере около $20,000,000 или $25,000,000, не говоря уже о миллионах и миллионах на рекламу и маркетинг. Наиболее типичный бюджет на музыку — $500,000—$800,000. Более того, киношники в музыке практически ничего не понимают (за редкими исключениями) — поэтому они и киношники, а не музыканты. Это еще более затрудняет сделки: увидев цены, киношники думают, что их пытаются надуть (иногда так оно и есть). Не забывайте, что на каждое музыкальное произведение в фильме требуется пять сделок (см. главу 26), а поскольку музыкальные вопросы улаживаются в последний момент, все пять сделок приходится заключать сломя голову, что сильно увеличивает вероятность появления ошибок За все это отвечает музыкальный супервайзер — удовлетворить интересы каждого и обеспечить хеппи-енд.
Нарисовав такую страшную картину, я должен сказать, что хорошие музыкальные супервайзеры получают за свою работу золотые горы. Используя свои связи, они в два счета улаживают скользкие ситуации и заполучают для кинокомпании музыку, которая иным способом была бы просто недоступна. В некотором смысле, они настоящие “сводники” — на одном уровне они творчески “сводят” музыку с фильмом, на другом — музыкальную индустрию с кинематографом За это им и платят.
ОПЛАТА И ГОНОРАРЫ
Лучшим музыкальным супервайзерам платят $100,000—$150,000 за каждый фильм (иногда даже больше), хотя стандартная оплата составляет $25,000—$75,000. Лучшие супервайзеры получают еще и гонорары с альбома со звуковой дорожкой, обычно в размере 1 %—2% от розничной цены. Для одного супервайзера я недавно заключил сделку, согласно которой он получал фиксированную оплату $100,000 плюс гонорар 1% о розничной цены, причем в случае, если будет продано больше 500,000 экземпляров, его гонорар возрастал до 2%.
Артист никакого отношения к сделке о выпуске альбома со звуковой дорожкой к фильму не имеет. От него даже не требуется согласия или консультации (хотя, как мы говорили, без согласия звукозаписывающей компании такой альбом выпустить невозможно). Эту сделку заключают между собой кинокомпания и звукозаписывающая компания, которая выпускает альбом со звуковой дорожкой, так что если вы артист, это, грубо говоря, “не ваше дело”. Однако разбираться в этом вам необходимо, поскольку эти сделки непосредственно влияют на то, какую сделку вы можете заключить с кинокомпанией.