Итальянские термины |
Их произношение |
Ич значение |
à cappella |
а каппэлла |
хором без инструментального сопровождения |
à due (или à 2) |
а дуэ |
вдвоем (исполнять одну и ту же партию) |
aitacca |
аттакка |
переход к следующей части без перерыва |
ben |
бэн |
хорошо |
coda |
кода |
заключение |
col |
коль |
с |
corne |
комэ |
как |
с on |
кон |
с |
divisi |
дивйзи |
разделенные (однородным инструментам или голосам исполнять разные партии) |
e, ed |
э, эд |
и |
ma |
ма |
но |
non |
нон |
не |
poi |
пои |
потом |
quasi |
куази |
как бы |
reciiativo (сокращ. récit ) |
рэчитатйво |
речитатив (полупение, полуговор) |
segue |
сэгуэ |
одинаково (с предыдущим) |
senza |
сэнца |
без |
simile |
ей миле |
одинаково (с предыдущим) |
solo |
солё |
один |
soli |
соли |
множ, число от соло (т. е. больше, чем один солист) |
tace |
тачэ |
молчи |
tacel |
тачэт |
молчит |
tutti |
тутти |
все (напр., весь оркестр) |
unisono |
унисоно |
в унисон (т. е. исполнять одну партию) |
voce |
вочэ |
голос |
VOci |
вочи |
голоса |
… в конце концов все сцеплено между собой, все держится за руку, все повинуется тождественным невидимым началам, все имеет те же требования, все причастно одной и той же душе, одной и той же сущности в устрашающей и удивительной загадке жизни.
Морис Метерлинк
Мы слушаем музыку или исполняем ее. Задумываемся ли мы над тем, как осуществляется связь всех ее элементов? Во время самого воспроизведения или эстетического восприятия музыки, конечно, нет. А в процессе изучения, анализа ее, безусловно, да. Помогают ли теоретические знания, умение анализировать воспроизведению и восприятию музыки? Конечно, да, да, да!
Мы преподали вам курс элементарной теории музыки. Вслед за ним идет курс гармонии, изучаемый в старших классах школы, музучилищах, вузах, а дальше — то, что раньше носило название энциклопедии, то есть анализ форм, полифония, инструментовка и оркестровка. И весь этот как будто громоздкий багаж необходим исполнителю, хотя многие (а может быть, и не многие) музыканты и немузыканты склонны считать этот багаж необходимым исключительно для композиторов, музыковедов, историков и теоретиков, но необязательным для исполнителей. Мы никак с этим не соглашаемся. Если этот багаж-груз лежит мертвым баластом в чьем-то сознании, то он не в помощь. Нужно научиться использовать его.
Научное мышление и творческая фантазия. Творческая фантазия в искусстве и научное мышление. Разве обходится одно без другого? Нет! На том уровне освоения музыки, на котором в настоящее время пребываете вы, наши дорогие читатели, конечно, еще далеко и до того, и до другого.
Предлагая вам эту книгу, мы преследовали цель показать не только нечто, существующее в музыке, но и рассказать, как оно возникло и как оно связано с природой и ее законами. Тема необъятна и, как принято говорить, еще ждет своего исследователя.
В рамках наших бесед мы сосредоточили свое внимание на всеобщем законе симметрии, стараясь показать и доказать, как он воплотился в различных явлениях музыки. Мы надеемся, что в дальнейшем своем музыкальном образовании вы будете находить все новые и новые связи музыки с природой и поймете, что истинное искусство нельзя отделить от нее. А когда теряются или нарочито рвутся эти связи, то исчезает искусство. Идеал красоты, воплощаемый, в частности, в явлениях симметрии, цан п р и р о д о й…
Придя в концертный зал, никто не удивляется виду рояля или инструментам симфонического оркестра. Действительно, все здесь обычно и относительно просто: корпус рояля не что иное, как вместительный ящик, содержащий тяжеленную чугунную раму с перекрестно натянутыми струнами и довольно несложную по современным инженерным представлениям механику (клавиши, молотки и тому подобное). То же самое и другие инструменты. Все они, так сказать, мертвые тела. Но вот появляется человек (исполнитель-пианист или дирижер с оркестрантами), и зазвучала музыка…
Мы погружаемся в бесконечно таинственный, волшебный мир звуков. Очень сложно описать необычайно тонкое, почти неуловимое чувство радости, охватывающее нас при этом. И что характерно, каждый по-своему ощущает эстетику музыкального звучания в соответствии со своим звуковым созерцанием. Это таинственное столкновение живой материи (исполнитель) и неживой (инструментарий), проекция первого на второе рождает одно из коренных понятий, определяющих содержание музыки — интонацию. Длителен, очень длителен путь ее эволюционного развития от древнейших времен до наших дней, от непосредственных зачатков человеческой речи до отвлеченного представления звуков с помощью неживых предметов (инструментов). Это поистине музыкальное чудо, обладающее красотой и безграничной фантазией нашего интеллекта…
Авторы не претендуют на исчерпывающее решение поставленных задач. Часто нашей целью была самая постановка их. Мы хотели познакомить вас ближе с философией теории музыки, пробудить интерес к ней, желание думать и узнавать все новое, связанное с музыкальным искусством. Отдавая себе отчет в несовершенстве нашего труда (написанное можно было бы дополнять, уточнять бесконечно, но, если поддаться такому соблазну, книга никогда не увидит света), мы будем удовлетворены, если любознательные читатели найдут в нем пищу для своего ума и воображения, а также стимул к собственным творческим поискам.
Приложение
АДАЖИО
Из первого Бранденбургского концерта И. С. Баха