Занимательная теория музыки стр.123

Итальянские термины

Их произношение

Ич значение

à cappella

а каппэлла

хором без инструментального сопровождения

à due (или à 2)

а дуэ

вдвоем (исполнять одну и ту же партию)

aitacca

аттакка

переход к следующей части без перерыва

ben

бэн

хорошо

coda

кода

заключение

col

коль

с

corne

комэ

как

с on

кон

с

divisi

дивйзи

разделенные (однородным инструментам или голосам исполнять разные партии)

e, ed

э, эд

и

ma

ма

но

non

нон

не

poi

пои

потом

quasi

куази

как бы

reciiativo (сокращ. récit )

рэчитатйво

речитатив (полупение, полуговор)

segue

сэгуэ

одинаково (с предыдущим)

senza

сэнца

без

simile

ей миле

одинаково (с предыдущим)

solo

солё

один

soli

соли

множ, число от соло (т. е. больше, чем один солист)

tace

тачэ

молчи

tacel

тачэт

молчит

tutti

тутти

все (напр., весь оркестр)

unisono

унисоно

в унисон (т. е. исполнять одну партию)

voce

вочэ

голос

VOci

вочи

голоса

… в конце концов все сцеплено между собой, все держится за руку, все повинуется тождественным невидимым началам, все имеет те же требования, все причастно одной и той же душе, одной и той же сущности в устрашающей и удивительной загадке жизни.

Морис Метерлинк

Мы слушаем музыку или исполняем ее. Задумываемся ли мы над тем, как осуществляется связь всех ее элементов? Во время самого воспроизведения или эстетического восприятия музыки, конечно, нет. А в процессе изучения, анализа ее, безусловно, да. Помогают ли теоретические знания, умение анализировать воспроизведению и восприятию музыки? Конечно, да, да, да!

Мы преподали вам курс элементарной теории музыки. Вслед за ним идет курс гармонии, изучаемый в старших классах школы, музучилищах, вузах, а дальше — то, что раньше носило название энциклопедии, то есть анализ форм, полифония, инструментовка и оркестровка. И весь этот как будто громоздкий багаж необходим исполнителю, хотя многие (а может быть, и не многие) музыканты и немузыканты склонны считать этот багаж необходимым исключительно для композиторов, музыковедов, историков и теоретиков, но необязательным для исполнителей. Мы никак с этим не соглашаемся. Если этот багаж-груз лежит мертвым баластом в чьем-то сознании, то он не в помощь. Нужно научиться использовать его.

Научное мышление и творческая фантазия. Творческая фантазия в искусстве и научное мышление. Разве обходится одно без другого? Нет! На том уровне освоения музыки, на котором в настоящее время пребываете вы, наши дорогие читатели, конечно, еще далеко и до того, и до другого.

Предлагая вам эту книгу, мы преследовали цель показать не только нечто, существующее в музыке, но и рассказать, как оно возникло и как оно связано с природой и ее законами. Тема необъятна и, как принято говорить, еще ждет своего исследователя.

В рамках наших бесед мы сосредоточили свое внимание на всеобщем законе симметрии, стараясь показать и доказать, как он воплотился в различных явлениях музыки. Мы надеемся, что в дальнейшем своем музыкальном образовании вы будете находить все новые и новые связи музыки с природой и поймете, что истинное искусство нельзя отделить от нее. А когда теряются или нарочито рвутся эти связи, то исчезает искусство. Идеал красоты, воплощаемый, в частности, в явлениях симметрии, цан п р и р о д о й…

Придя в концертный зал, никто не удивляется виду рояля или инструментам симфонического оркестра. Действительно, все здесь обычно и относительно просто: корпус рояля не что иное, как вместительный ящик, содержащий тяжеленную чугунную раму с перекрестно натянутыми струнами и довольно несложную по современным инженерным представлениям механику (клавиши, молотки и тому подобное). То же самое и другие инструменты. Все они, так сказать, мертвые тела. Но вот появляется человек (исполнитель-пианист или дирижер с оркестрантами), и зазвучала музыка…

Мы погружаемся в бесконечно таинственный, волшебный мир звуков. Очень сложно описать необычайно тонкое, почти неуловимое чувство радости, охватывающее нас при этом. И что характерно, каждый по-своему ощущает эстетику музыкального звучания в соответствии со своим звуковым созерцанием. Это таинственное столкновение живой материи (исполнитель) и неживой (инструментарий), проекция первого на второе рождает одно из коренных понятий, определяющих содержание музыки — интонацию. Длителен, очень длителен путь ее эволюционного развития от древнейших времен до наших дней, от непосредственных зачатков человеческой речи до отвлеченного представления звуков с помощью неживых предметов (инструментов). Это поистине музыкальное чудо, обладающее красотой и безграничной фантазией нашего интеллекта…

Авторы не претендуют на исчерпывающее решение поставленных задач. Часто нашей целью была самая постановка их. Мы хотели познакомить вас ближе с философией теории музыки, пробудить интерес к ней, желание думать и узнавать все новое, связанное с музыкальным искусством. Отдавая себе отчет в несовершенстве нашего труда (написанное можно было бы дополнять, уточнять бесконечно, но, если поддаться такому соблазну, книга никогда не увидит света), мы будем удовлетворены, если любознательные читатели найдут в нем пищу для своего ума и воображения, а также стимул к собственным творческим поискам.

Приложение

АДАЖИО

Из первого Бранденбургского концерта И. С. Баха


⇐ вернуться назад |