Занимательная теория музыки стр.2

Глава I

Жизнь коротка, а искусство вечно.

Гиппократ

Удивительно, сколько раз мы проходили мимо здания и только недавно заметили, что это великолепное произведение архитектуры! Поднимающиеся ввысь колонны с украшениями наверху (капители), симметрия в их расположении, пропорциональность всех частей здания. Как все прекрасно! Можно долго любоваться — и не надоедает. Какие-то новые чувства рождаются, какие-то неясные, не сформировавшиеся мысли тревожат сознание… Не хочется ни «выяснять», ни анализировать (быть может, это придет потом!?). Хочется быть во власти охватившего блаженного созерцания…

А разве живопись и скульптура не вызывают те же настроения и переживания? С уверенностью можно сказать, что у всех нас есть любимые картины и мы время от времени снова идем в музей на свидание с ними; а то и украшаем стены своего жилища копиями и репродукциями (если они хорошие, конечно). С репродукциями, правда, у нас не все благополучно. Зачем, например, репродуцировать «Джоконду» на хозяйственных сумках, с которыми мы вместо авосек ходим на рынок и по магазинам?

Это профанация, дурной вкус, бескультурье… и много еще плохих слов можно сказать, да хватит и этих. Добро бы еще модный певец или певица (так и быть), а то бессмертное творение Леонардо!

Существует у нас так называемое прикладное искусство, забота которого украшать не только сумки, но и всевозможные предметы и вещи: обои, портьеры, ковры, одежду и прочее, прочее… В этой области искусство и ремесло так тесно соприкасаются, что бывает трудно провести грань между ними.

Дорогие читатели, поразмыслите, что общего между названными искусствами? Конкретнее, каковы способ их существования и способ восприятия?

Может быть, кому-то покажутся лишними такие вопросы… Что за способы? Кто-то сделал, создал, я увидел… Все ясно.

Вот именно! Произведения этих искусств сделаны, они предметны, вещественны, существуют в пространстве. Их так и назвали — пространственные искусства.

А способ восприятия, конечно, зрение (здесь мы не будем учитывать того печального факта, когда люди, лишенные зрения, частично заменяют его осязанием).

Есть еще и другое наименование для этой группы искусств: изобразительные. В этом случае понятие «изобразительность» нужно принимать в узком его значении; в широком смысле слова оно применимо и к другим искусствам, например, музыка может изображать пение птиц, шелест леса, гром и прочее.

Еще хочется обратить внимание на способ создания произведений изобразительных искусств: художник, скульптор собственными руками воплощают в конкретном предмете свою фантазию, мысли, чувства, идеи. Архитектор нуждается в помощи чужих рук, чтобы его художественное творенье стало реальностью.

Однако бывают случаи, когда художественные замыслы мастеров-архитекто-ров по разным причинам искажаются. Вот один из таких случаев.

В числе самых крупных достопримечательностей Киева — Гостиный двор, памятник архитектуры XIX столетия, построенный на Контрактовой площади (Подол). Проект Гостиного двора разработал известный архитектор Луиджи Руска. Строительство началось в 1809 году, но вскоре случился пожар, поглотивший почти все. На долгое время стройка была заброшена, а позже из столицы пришло разрешение сделать двор одноэтажным. Замысел архитектора полностью так и не был воплощен.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒