Занимательная теория музыки стр.22

Замечательно, что эта идеалистическая теория, похожая более на красивую сказку, имеет свое рациональное зерно. Движение небесных тел, по современным данным, действительно в целом подчиняется физическим законам гармонических колебаний.

Сыграйте на педали все шестнадцать обертонов от звука до большой октавы. Вслушайтесь. Все звучит красиво, гармонично, удовлетворяя даже самый взыскательный слух. Но эта красота, если вы заметите, неподвижная, статичная, хотя и обладающая самодостаточностью. А если попытаться куда-нибудь двинуться? Как вы думаете, ребята, в какие звуки естественнее всего можно сдвинуть этот шестнадцатизвучный массив?

В начале этой главы мы говорили о симметричной пропорциональности четырех струн лиры Орфея, настроенных по звукам до—фа—соль—до. Иными словами говоря, струна до относится к струне фа так же, как струна соль — к струне до.

На языке движения это значит, что звук до стремится к звуку фа так же, как звук соль — к звуку до. Все вместе образует музыкальную симметрию, то есть взаимодополняемую, самодостаточную целостность.

Итак, если вы построили натуральный звукоряд от звука до, то самым естественным движением, как бы разряжающим накопленную шестнадцатью обертонами энергию, будет ход к звуку фа (квинта вниз или кварта вверх). Этот закон действителен для любой обертоновой шкалы, выстроенной от любого звука.

Описанного вполне достаточно, чтобы уяснить естественное появление полутона (единицы темперации) не только в статике (неподвижность обертоновой шкалы), но как результата движения (то есть в динамике).

Итак, родившийся в динамике звук фа разрушил статику обертонового ряда от звука до, создав тем самым движение.

Посмотрите снова на обертоновую шкалу от звука до и убедитесь: в ней нет звука фа, потому что нет движения. А вот звуки до, соль, ре и ми многократно повторяются. Вопрос в том, как они преобразовались в последовательный звукоряд. Здесь нам помогут уже известные вам закон золотого сечения и симметричное соотношение четырех струн орфеевой лиры.

Перемножим шестнадцать обертонов на коэффициент золотого сечения, то есть 0,618. Мы получим: 16X0,618 = 9,888.

Значит, точка золотого сечения в обертоновой шкале приходится как раз на переход от девятого к десятому обертонам, то есть звуки ре и ми. С основным тоном до они образуют известные вам клавиши-звуки до—ре—ми. Прибавьте сюда звук фа, и вы получите часть белоклавишного звукоряда.

Из школьного учебника физики все, наверное, знают, что такое центробежная и центростремительная силы. Перенесем эти понятия на звукоряд до—ре—ми -фа—соль —ля—си. Объективно полученные тоны до— ре—ми из статического обертонового ряда обнаруживают явное стремление к звуку фа наподобие магнитного притяжения.

Поскольку струны лиры Орфея соотносятся симметрично, то для того, чтобы получить недостающие ?вуки семиступенного звукоряда — соль—ля—си—(до), следует проделать ту же операцию с обертоновым рядом, но только от звука соль. Все замкнется пределами октавы до—до, как и на лире Орфея.

Аналогично тому, как в результате движения звук фа разрушил статику обертоновой шкалы от звука до, звук до разрушит статику обертонового ряда от звука соль. Образуется симметричная пропорция: звуки до—ре—ми так относятся к звукам фа—соль—ля, как звуки соль—ля—си к звукам до —ре—ми. И как интересно, что это взаимодействие статики и динамики нашло отражение в белоклавишном звукоряде до—ре—ми—фа—соль—мя—си’.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒