
Из этого второго этапа необходимо сделать один общий вывод: зная гаммы D, Е, F, G, А, Н правой рукой, мы без труда можем играть В, As, G,
F, Es, Des левой.
С гамм-зеркал следовало бы начинать эвристику прогрессивной фортепианной техники, то есть буквально: искусство единственно правильного естественного «хождения» десяти пальцев по клавишам. При этом крайне важно ощущать одинаковость симметричных позиций в обеих руках. В последующем переходе к параллельной игре гамм в октаву происходит лишь необходимая подмена позиций, но принцип всюду остается неизменным.
Третии этап — четкое уяснение места четвертого пальца обеих рук на клавиатуре. Отмечаем, что в правой руке это будет си-бемоль, а в левой— фа-диез (то есть ьзаимоотражаемые звуки). Зная, что аппликатура всех гамм формируется в основном из соединения двух групп пальцев — по три и по четыре (или наоборот), — вновь возвращаемся к «Формуле Шопена». В правой руке на си-бемоле, как мы уже сказали, постоянно находится четвертый палец, естественно опирающийся на черную клавишу. Подставляя в формулу от звука фа тетрахорды всех гамм бемольной шкалы, получаем универсальную аппликатуру. В левой руке верная аппликатура регулируется вариантным смещением «Формулы Шопена» в строгом симметричном соответствии с аппликатурой правой руки: все подкладывания первого пальца в правой руке должны неизменно сохраняться в левой. Постепенно увеличивается лишь число бемолей. Незатушеванные овалы нот в примере соответствуют белым клавишам, затушеванные — черным. На нижнем нотоносце под формулой сначала выписано зепкальное отражение аппликатуры. Перекрестно-симметричные позиции групп пальцев отмечены стрелками. Затем для удобства и проверки выписаны аппликатуры для левой (внизу) и правой (вверху) рук. В скобках указаны общепринятые удобные пальцы для окончания гамм.
Четвертый этап — усвоение универсальной аппликатуры в гаммах диезной шкалы в левой руке, исходя из той же позиции «Формулы Шопена» и симметричного расположения пальцев на клавиатуре. Все объяснения к предыдущему этапу сохраняются; меняются местами лишь нотоносцы.
Здесь мы сталкиваемся с фактом несоответствия общепринятых аппликатур для С, Б, Р, А мажоров в левой руке с предлагаемыми. Между тем неудобство так называемой ортодоксальной аппликатуры, игнорирующей в данном случае естественные законы, очевидно, что нетрудно установить простой подстановкой аппликатурных формул правой руки в левую (см. второй этап изучения гамм-зеркал). Упомянутое неудобство связано с неестественным использованием четвертого пальца на белой клавише, что разрушает удобство симметричных позиций. Следствием этого является корявое несовершенное исполнение гамм учащимися. Думается, что время уже давно приспело для осмысления и ликвидации подобного недоразумения. По нашим наблюдениям, крупные пианисты-виртуозы интуитивно применяют симметричные позиции в аппликатуре, а не те, что предлагаются редакторами в нотах. И это понятно, так как экономия времени и сил здесь налицо.
Пятый этап — изучение особенностей аппликатур в минорных гаммах.