А вот как представляется цветозвуковой спектр ладотональностей европейского равномерно-темперированного строя Г. Виноградову — одному из авторов этой книги.
Мажоры |
Миноры |
Близкие или совпадающие цвета спектра |
|
С — белый |
с — голубовато |
c,As,E — морская |
|
Des — черный |
стальной, наподобие |
пучина |
|
D — красный (рубин) |
морской пены |
d. А — желтовато-нечный отлив |
-СОЛ- |
Es — морская синева |
D, Fis, H, f, fis, dis, |
h — |
|
или синева небес |
cis — искрящийся |
красный отлив |
|
в ясный солнечный |
серебром, блеск |
С, а — белый |
|
день |
снега на солнце |
Des, b, F, В — черный |
|
Е — морская волна (си |
d — желтоватый. |
с различными оттен- |
|
не-зеленый) |
матовая желтизна на |
ками |
|
F — размытый водой |
слоновой кости |
gis, g, в — зелень |
раз- |
черный |
ных оттенков |
||
Fis — гнилой вишни (тем |
es — затемненная си |
Ев, еБ, е — синева |
раз- |
ное бордо) |
нева (но dis по цвету |
ных оттенков |
|
G — зелень |
аналогичен Fis) |
||
As — белесая пена бур |
е — просветленная си |
05 — серебристый, |
|
лящей морской волны |
нева, холодная |
блестящий |
|
А — желтый, солнечный |
f — темный, наподобие |
||
В — черный |
запекшейся крови |
||
Н — красноватый отлив, |
(темно-красный, пе |
||
чернеющий наподо |
реходящий в черный, |
||
бие запекшейся крови |
но сохраняющий красный отлив, как в Н) fis — светлое бордо g — глубокий темнозеленый gis— цвет хвойных деревьев — ели, сосны as — белесый с дымкой синевы, как лесной пейзаж средней полосы России, наблюдаемый издали а — белый, как С b — черный, как Des h — красный, как D |
Подобного рода представления о ладотональностях и отдельных звуках уходят своими корнями в глубокую старину. Известно, что Исаак Ньютон находил общность между солнечным спектром и музыкальной октавой. Путем сравнения отношений длин цветных участков спектра и отношений частот музыкальной гаммы он вывел математический закон соответствия определенных цветов определенным музыкальным звукам: (см. рис. 4, 5 на вклейке).
Из приведенной таблицы видно, что звук до у Ньютона красный, ре — фиолетовый, ми — синий, фа — голубой, соль — зеленый, ля — желтый, си — оранжевый.
А теперь, любознательные, сравните между собой все три таблицы. Вы обнаружите для себя много интересного и полезного. Не сомневаемся, что каждый из вас сможет со временем выработать собственную оригинальную систему цветомузыкальных ассоциаций.
Значение цветомузыки в царстве живой природы достаточно велико. Современная медицина, к примеру, располагает сведениями о том, что с ее помощью можно вылечивать самые тяжелые человеческие недуги.
А известно ли вам, читатели, что даже имена людей обладают определенной ладотональной звучность ю? Такой случай запечатлен в румынском кинофильме «Даркле» о замечательной певице (лирико-драматическое сопрано) — одной из основоположников румынской вокальной школы. Когда молодую певицу привели для прослушивания к И. Брамсу, тот, услышав ее пение, сразу же подобрал для афиши, сообщающей о предстоящем выступлении певицы в театре, имя… в ля мажоре — Даркле (Dardée)*, вместо ее длинного и неудобного в произношении — Хариклея Харикли-Халтулари. С тех пор под этим именем Даркле выступала во многих оперных театрах Европы (в том числе России) и Америки…