Таким образом, мы убеждаемся, что по отношению к ладу — хроматизм противоположен альтерации и одновременно является как бы ее симметричным отражением. Но если альтерации вне лада не бывает и мы постоянно ощущаем в альтерированных аккордах центростремительную силу, то хроматизм в ка-кой-то степени свободен от обязательной устремленности к ладовым устоям. Поэтому он может легко вывести за пределы данного семиступенного звукоряда, то есть привести к изменению высотного положения лада. Это явление получило название модуляция (см. с. 141). Более подробно оно изучается в курсе гармонии. В данном случае модуляция показывает основные отличительные свойства хроматизма от альтерации. Кроме того, следует добавить, что если ладовая альтерация создает напряжение в аккордике, то хроматизм создает напряжение в мелодике. В элементарной теории музыки появление хроматических звуков на фоне какой-либо гармонии и не входящих в состав аккорда (в виде измененных тонов) неудачно, по нашему разумению, назвали случайными знаками. Какие же они случайные, если они и есть желанные и необходимые в смысле создания характерных особенностей в мелодии, в со здании постепенного напряжения и спада. В этом легко убедиться на таких примерах, как революционная песня «Смело, товарищи, в ногу» и украинский романс «Дивлюсь я на небо». Если отказаться от расцвечивающих мелодику хроматизмов в обоих примерах, заменив их обычными диатоническими ступенями, исчезнет вся художественная прелесть, неповторимость мелоса в указанных образцах.
Увеличенная и дважды увеличенная октава — большая самой себя, (то есть чистой) на полутон и тон — дает энгармонизм с первым из интервалов, которые получили название составных. Понятно, что их стали называть теми же порядковыми числительными на латыни: нона — 9, децима— 10, ундецима— 11, дуодецима — 12, терцдецима — 13, квартдецима — 14, квинтдецима — 15, то есть октава через октаву. Чтобы не удариться в зубрежку тем, кому незнакомы эти термины и их смысл, для придания им смысла поможет этакое лингвистическое соображение: все знают слова — декада (десятидневка), дециметр (10 сантиметров), а все последующие числительные к слову «децима» приставляют спереди частицы, так как они обозначают простые числа: ун — 1, дуо — 2, терц — 3, кварт — 4, квинт — 5. Всем понятно, что это не новые интервалы, а те же секунда, терция и так далее, взятые через октаву, через две или три октавы — это уже все равно. Следовательно, и эпитеты, обозначающие их качества, будут те же: большие, малые и так далее… На всякий случай, для наглядности, предлагаем табличку, показывающую соответствие составных интервалов простым.
Составные |
Простые |
|||
нона |
9 ступеней |
секунда — |
ступени |
|
децима |
10 ступеней |
терция — |
ступени |
|
ундецима |
11 ступеней |
кварта — |
ступени |
|
дуодецима — |
12 ступеней |
квинта — |
ступеней |
|
терцдецима — |
13 ступеней |
секста — |
ступеней |
|
квартдецима — |
14 ступеней |
септима — |
ступеней |
|
квинтдецима — |
15 ступеней |
октава — |
ступеней |
Обращение составных интервалов производится следующим способом: верхний звук ведется на октаву вниз, нижний — на октаву вверх. Получается точно то же, что и при обращении простых интервалов.