Как научить играть на гитаре стр.16

Некоторые гитаристы читают с листа достаточно точно, и произведение при этом звучит вполне «законченно». Однако дальнейшая их работа над пьесой почти ничего не прибавляет к первому исполнению, так как все непроработанные элементы техники («статика») остаются на прежнем уровне.

Педагог должен следить, чтобы ученик при чтении с листа ориентировался только на конкретные нотные знаки. Не надо при этом анализировать гармонию, распознавать знакомые аккорды и т. д.

Конечно, встречаются учащиеся, хорошо подбирающие по слуху, что помогает им и при чтении нот с листа. Это так называемые «слухачи» — большей частью джазисты и аккомпаниаторы, которые, не зная нот, хорошо владеют инструментом, умеют импровизировать. Благодаря своему природному слуху они помнят, как звучит струна на том или ином ладу. Звуковая картина у них сначала возникает в голове, а пальцы ставятся потом на нужные места. Большинство же учащихся таким слухом не обладает. Поэтому графическое изображение звука, нотный знак должен быть для них главным ориентиром. Для исполнения классической музыки этого достаточно, тем более что слух постоянно совершенствуется в процессе музыкально-исполнительской деятельности.

Координация левой и правой рук

Как уже было сказано, струну в колебание приводит правая рука. Конкретная же высота тона зависит от того, в каком месте пальцы левой руки прижали струну. Если левая рука не успела хорошо ее прижать, то звук, извлеченный правой рукой, будет неполноценным — дребезжащим или фальшивым. Следовательно, правая рука только тогда должна начинать звукоизвлечение, когда левая подготовлена к ее действиям.

Часто дети, обучающиеся на гитаре, не защипывают струну, пока не почувствуют надежного прижатия струны к порожку. Поэтому в их исполнении музыкальная линия прерывается паузами, остановками. Это не значит, что они не понимают исполняемой музыки. В этом случае срабатывает «блокировка»: правая рука не играет, пока не готова левая. Эта «блокировка» чрезвычайно важна для процесса обучения. Ни в коем случае нельзя торопить ученика, заставлять его играть ровно, пока он сам не готов к этому.

Бывает, что музыкально одаренные дети во что бы то ни стало, любыми средствами хотят сыграть изучаемую пьесу в нужном темпе. При этом координация рук нарушается, правая начинает опережать левую, а исполнение изобилует ошибками. Здесь педагог должен быть начеку. Нужно восстанавливать правильную координацию рук гитариста (левая опережает правую), иначе обучение зайдет в тупик.

О музыкальном исполнении

Именно музыкальное исполнение является конечной целью многолетних занятий педагога с учеником. Постановка рук, звукоизвлечение, техника, безусловно, необходимы для создания музыкального образа. Точное воспроизведение нотного текста, ритмического рисунка, правильная фразировка и т. п. также являются обязательными, но не достаточными условиями.

Часто ученики точно выполняют все динамические и темповые (агогические) указания в нотном тексте, но игра все равно остается формальной и не трогает слушателя. Это происходит потому, что внутренне ученик не участвует в музыкальном процессе. Ноты звучат только за счет физического движения пальцев.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒