
Это далеко не полный перечень. Многие разновидности и их варианты можно найти в гитарных произведениях.
М. Каркасси. Прелюдия Es-dur
При исполнении арпеджио пальцы движутся естественно. Каждый палец после оттягивания струны сразу же возвращается в исходную позицию. Когда темп произведения достаточно быстрый, это движение неуловимо для глаз, возвращение и расслабление пальцев происходит автоматически. Кисть при этом абсолютно свободна, не должно быть напряжения и в предплечье.
Следует отметить важный момент: при оттягивании струны используется весь палец, а не только последняя фаланга, что позволяет сохранять неизменное положение кисти. Кисть не должна «дергаться» при извлечении каждого звука, все усилия совершает только палец.
Упражнения на арпеджио следует играть медленно и полнозвучно, сознательно напрягая пальцы. При дальнейшем ускорении темпа проигрываемых упражнений звучание само собой ослабнет, пальцы избавятся от излишнего напряжения. Результатом таких занятий будет ровность в арпеджио; его звучание будет напоминать звук равномерного накатывания волн, вырастет динамический диапазон.
Есть простое правило разучивания технически сложных фрагментов произведения: изменить арпеджио на его более трудный вид, тогда его исполнение в оригинальном варианте покажется легким и удобным.
Например, в Сонате Ф. Сора встречается такой вариант арпеджио:
Ф. Сор. Большая соната ор. 22, ч. I
Как можно усложнить его? Вот несколько вариантов:
Наибольшую пользу может принести следующий вариант:
Почему удвоение каждого звука дает наиболее ощутимый результат? Потому что, играя одним и тем же пальцем подряд по одной и той же струне, исполнитель создает наиболее сложную для пальца ситуацию: при беспрерывной игре трудно расслабиться, четко осознавать каждое движение. Лучше начинать с медленного темпа, постепенно ускоряя, контролируя свои ощущения.
Еще несколько хороших упражнений:
В любом виде арпеджио важно найти для себя те точки, на которые можно опереться. Как правило, это точки-акценты: сильные и относительно сильные доли:
То же самое происходит и в более сложных видах арпеджио:
1 Речь идет о преднамеренном охлаждении рук (например, в очень холодной воде) перед занятиями. Примеч. ред.
В арпеджированной фактуре может быть растворена мелодия. В этом случае точки-акценты возникают сами собой.
Многие гитаристы, чтобы выделить мелодию, играют ее аро-уапс!о. Но в арпеджио ароуапс1о (за исключением большого пальца) излишне. Это может нарушить ровность и звуковой баланс. Чтобы мелодия звучала ясно, не растворялась в фактуре, надо правильно использовать прием игапс1о.
Есть еще один чрезвычайно действенный способ работы над арпеджио. Его можно использовать также при разучивании гамм и тремоло. Имеется в виду игра холодными руками1. Этот прием применим только в домашних занятиях; на концерте весь исполнительский аппарат должен находиться в максимально удобном состоянии. Первые ощущения при игре холодными руками никак нельзя назвать приятными. Такое состояние обязывает снижать темп в несколько раз, при этом предельно внимательно следить за тем, что делают пальцы в необычной для них ситуации. В подобных обстоятельствах естественно исчезает ощущение автоматизма и механистичности. Впоследствии пальцы становятся более послушными, а технически сложные места — доступными и удобными.