1 Classical Guitar. 1998. № 7.
Во время московского турне на вопрос корреспондента: «В чем секрет вашей блестящей техники (беглости) ? » — Пако де Лусия ответил просто: «Я мало задумываюсь об этом. Обычно стараюсь максимально проникнуться характером, темпоритмом исполняемой музыки, «завестись» на ней, и пассажи сами по себе приобретают нужную скорость, пульсацию и направленность. Часто, кстати, удивляя меня самого!».
Секрет феерической техники испанских гитаристов фламенко — в идеальном ощущении ритмической пульсации, которое координирует мобилизует и даже «провоцирует» мануальную технику, синхронизирует и облегчает двигательную технику обеих рук. Именно благодаря четкой и ясной ритмической организации возникает внутренняя эмоциональная потребность в движении, его спонтанной технической реализации, максимальной мобилизации всего технического аппарата.
Освоение учеником гамм или гаммообразных движений желательно начинать, играя их репетициями. Основные ритмические фигуры — триоль и квартоль. Главную нагрузку здесь несет правая рука. Защипывание струны указательным и средним пальцами по три или четыре щипка на ноту, с легким акцентированием каждой первой в группе, создает ритмичный пульс правой руки, который дисциплинирует общее движение, воспитывает ритмическое чувство. При этом вырабатываются и другие элементы исполнительской техники:
• точная постановка и снятие со струн пальцев левой руки, чему способствуют ритмические акценты в правой;
• экономия движений, ибо в таких условиях начинающему ученику легче следить за высотой поднятия пальцев левой руки над струнами;
• самостоятельность и динамическая ровность щипка и удара, так как при триольных репетициях акценты постоянно попадают на разные пальцы правой руки.
Игра гамм репетициями полезна и в дальнейшем.
Аналогично можно прорабатывать и сложные пассажи. Если пассаж разучивается в медленном темпе, желательно играть его двойными репетициями (дубль-штрих). В левой руке отрабатывается смена позиций, аппликатура и т. п., в то время как в правой сохраняется нужная техническая нагрузка без нарушения аппликатуры, так как движения ее четные, дублированные.
Перед игрой гамм (на гитаре обычно первой изучается гамма С-ёиг) одинарными нотами очень полезно проработать следующее упражнение:
Обычно ученик, знакомясь с гаммой, недодерживает ноты, «переступает» пальцами по нужным ладам с помощью кисти. Это в корне неправильно: кисть должна оставаться совершенно спокойной, находиться в одной позиции, а пальцы самостоятельно дотягиваются до нужных ладов. Суть предложенного упражнения состоит в следующем:
1) 1-й палец левой руки предварительно устанавливается на звук ми вблизи ладового порожка и не поднимается на протяжении всего упражнения вплоть до появления легкой усталости;
2) 2-й палец устанавливается на звук до и поднимается одновременно с 4-м в момент звучания ми;
3) далее 2-й палец переносится на звук фа и остается в том же положении, когда 4-й ставится на соль;