Этюд№ 11, т. 19
Теперь взгляните на пассаж из Этюда № 1 (следует принять во внимание, что рукопись 1928 года подтверждает аппликатуру правой руки, выставленную в начале пьесы в опубликованном варианте). Имеется ли в виду, что т. 24.3.2 указательный палец скользящим движением играет поочередно по второй и третьей струнам?1
Если прием здесь использован намеренно, это объясняет некоторые сомнительные моменты в применении лиг как в рукописи, так и в изданном варианте, о чем пойдет речь ниже.
Самая сложная проблема, возникающая при анализе специфики нотации Вила-Лобоса, состоит в неоднозначном применении композитором лиг. Можно выделить четыре сферы их использования. Это группировка нот, обозначение неопределенной длительности ноты, легато в левой руке и, как мы только что видели, скольжение по струнам пальцем правой руки.
Во многих случаях функция лиг однозначна: объединяющие лиги, к примеру, в т. 33—37 Этюда № 8 служат для того, чтобы выделить во фразе две части:
Лиги
В этом примере также очевидно, что первая фраза должна исполняться легато. Аналогичные пассажи (в которых большая группирующая лига включает в себя несколько легато) можно найти в т. 56 — 57 Этюда № 8 и т. 20, 45 — 50 Этюда № 10. Но как быть с лигой в следующем примере?
Этюд№ 7, т. 8-10
В тактах 4—11 этого этюда внутри больших фразировочных лиг дополнительно выставлены восходящие лиги (очевидно, что короткая восходящая лига должна была бы быть и в т. 8—9). Сравнив эти пассажи с раздельно исполняемой гаммой в т. 56, можно сделать вывод, что ноты, объединенные здесь большой лигой, должны исполняться легато. Однако короткое восходящее легато, за которым следуют раздельно исполняемые звуки, представляется более подходящим замыслу. Пассаж в т. 56 должен быть исполнен метрически четко, а звуки, объединенные лигой, — на одном дыхании.
Такая же неопределенность есть в более коротких залигованных пассажах, особенно в Этюде № 2. В рукописи 1928 года в данном этюде применяются различные виды лиг, однако их интерпретация до сих пор остается неясной. Большинство из тех лиг, которые встречаются на 1-й и 3-й долях каждого такта, судя по всему, обозначают легато. Другие, вероятно, исполняются иначе:
Предположим, лиги указывают, что большой или какой-то другой палец надо «протащить» по указанным струнам (как в примерах 9 и 10). Это приемлемо для некоторых восходящих пассажей, но невозможно применить в большинстве нисходящих. Также есть большая Доля вероятности, что лиги указывают мелодическую фразировку.
В этом случае звуки, объединенные лигой, не должны наслаиваться один па другой. Наконец, возможно, некоторые лиги были выставлены просто по оплошности и случайно повторяют лигатуру предыдущих тактов.
Столь же неоднозначными представляются лиги в Этюде № 9. В рукописи 1928 года ноты в т 30—59 залигованы так как показано в примере 15: вт. 30 фразировочная лига объединена с нисходящим легато, а в т. 51 в той же фактуре она не включает повторяющиеся на второй струне звуки. В первом случае нижняя лига предполагает исполнение фигуры одним движением, в котором сочетаются арпеджио и легато (как это обычно и играется). Однако темповое обозначение 1928 года (Moins), так же, как и более медленный начальный темп (Un peu animé), возможно, ориенгируют на буквальное следование этим указаниям.