Музыкальная психология стр.217

в — я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).

Задание выполняют поодиночке или вдвоем, когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству: 36 — 45 баллов — высокий уровень; 26 — 35— средний; 15 — 25— низкий. Обобщение результатов производится по схеме:

Волевые

Волевые умения

Оценки признаков

качества

волевых умений а б в общая

I. Целеустремлен

I . Ставить ясные цели и задачи

3 5 4 12

ность

2. Планомерно осуществлять деятельность

4 3 2 9

3. Подчинять себя достижению

5 5 5 15

поставленной цели

Всего: 36

II. Настойчивость

4. Длительно добиваться

и упорство

III. Решительность и смелость

намеченной цели

5.    Превозмогать тягостные состояния

6.    Продолжать деятельность, несмотря на неудачи

Тесты на выявление отношения к конкретной музыкальной деятельности

Первый из приведенных тестов принадлежит В.Г. Касимову (84), остальные принадлежат автору пособия.

Обработка баллов по всем нижеприведенным анкетам: 10—14—низкий уровень, 15 — 20—средний, 21—30— высокий. Каждый балл ставится в случае совпадения ответа с тем, который содержится в ключе. Вместе с ростом профессионализма увеличивается степень выраженности положительного отношения к будущей специализации.

I. Тест на выявление отношения к исполнительской деятельности

Ключ

1.    Я опаздываю на занятия чаще других    Нет

2.    Занимаясь самостоятельно, я отвлекаюсь    Да меньше, чем другие

3.    На педагогической практике в школе    Нет я предпочитаюпоказывать музыкальные произведения в механической записи, а не в своем исполнении

4.    Исполняя музыкальное произведение    Нет публично, я думаю о том, чтобы это все скорее закончилось

5.    Я предпочитаю готовую трактовку    Нет исполнения, предлагаемую педагогом, не стремясь расширить свои знания о музыкальном произведении и внести в него что-то свое

6.    Я пропускаю занятия по специальности Нет без уважительных причин чаще других

7.    Я стараюсь не играть в концертах чаще,    Нет чем другие

8.    На занятия по специальности я прихожу Нет неподготовленным чаще других

9.    Я работаю над музыкальными    Нет произведениями нерегулярно, несистематически

10. Я стараюсь выступать в семестре только Нет ограниченное число раз, определенное программой (академ-концерт, зачет, экзамен)

1.

К

Я опаздываю на занятия чаще других

[люч

Нет

2.

Занимаясь самостоятельно, я отвлекаюсь меньше, чем другие

3.

На педагогической практике в школе я предпочитаюпоказывать музыкальные произведения в механической записи, а не в своем исполнении

Нет

4.

Исполняя музыкальное произведение публично, я думаю о том, чтобы это все скорее закончилось

Нет

5.

Я предпочитаю готовую трактовку исполнения, предлагаемую педагогом, не стремясь расширить свои знания о музыкальном произведении и внести в него что-то свое

Нет

6.

Я пропускаю занятия по специальности

Нет

без уважительных причин чаще других

Нет

7.

Я стараюсь не играть в концертах чаще,

чем другие

Нет

8.

На занятия по специальности я прихожу неподготовленным чаще других

9.

Я работаю над музыкальными произведениями нерегулярно, несистематически

Нет

10.

Я стараюсь выступать в семестре только ограниченное число раз, определенное программой (академ-концерт, зачет, экзамен)

Нет

11. Обычно я забываю о замечаниях педагога

Нет

к исполнению музыкального произведения

и вспоминаю о них в последний момент

12. Мне нравится примерно больше половины

Да

произведений моей программы

13. Мне нравится сам процесс исполнения

Да

произведения с эстрады перед аудиторией

14. По сравнению с другими я много работаю

Да

самостоятельно

15. Я выступаю в концерте чаще других

Да

16. Мне бывает скучно на большинстве

Нет

индивидуалных занятий

17. Исполняя произведение, я обычно думаю

Нет

о том впечатлении, которое я произвожу

на слушателей

18. Я более спокойно отношусь к своей

Нет

будущей профессии, чем другие

19. В кругу своих друзей я мало говорю

Нет

о предстоящем выступлении

20. Если бы была такая возможность, я бы

Нет

вообще отказался от игры перед

слушательской аудиторией и разными

комиссиями

21. Я покупаю книги об исполнителях

Да

и пластинки с записями чаще, чем другие

22. Я рассматриваю свою профессию как одну

Да

из возможностей чаще играт:. перед

людьми разного возраста

23. Я ищу любой повод для того, чтобы поиграть

Да

перед слушателями

24. Мне нравится тщательно работать над

Да

музыкальным произведением

25. Обычно я стараюсь выучить дополнительные

Да

музыкальные произведения помимо

заданных

26. Обычно я выступаю со сцены один раз

Нет

в семестр

27. Я играю в концертах лишь потому,

Нет

что этого требует педагог

28. Я считаю, что во время исполнения

Нет

произведения в концерте нет большой

необходимости выкладываться

29. На педзанятиях по практике я люблю устраивать дополнительное прослушивание музыкальных произведений в собственном исполнении

Да

30. Меня никогда не надо упрашивать выступать где-нибудь

Да

II. Тест на отношение к педагогической деятель-

и ости

Ключ

1.

Психология отношений людей очень интересует меня

Да

2.

Я редко пропускаю занятия и страдаю от вынужденных пропусков

Да

3.

Мне нравится показывать товарищам, как можно исполнить лучше то или иное музыкальное произведение

Да

4.

Мне не особенно нравятся публичные выступления

Да

5.

Изучая музыкальное произведение, я стараюсь прочесть о нем специальную литературу, особенно методическую

Да

6.

Я пропускаю занятия по специальности чаще других

Нет

7.

Я не стараюсь выступать в концертах чаще других

Да

8.

Меня мало интересуют книги по методике преподавания

Нет

9.

На занятиях по специальности я прихожу неподготовленным чаще других

Нет

10.

Я стараюсь выступать в семестре ограниченное число раз, с хорошо выученной программой

Да

11.

Помимо наставлений педагога я стремлюсь найти свои собственные приемы преодоления возникающих трудностей

Да

12.

Мне нравится обсуждать с товарищами приемы и способы исполнения различных музыкальных произведений

Да

13.

Я предпочитаю больше играть в кругу друзей, нежели на большой концертной эстраде

Да

14.

Мне нравится работать рывками, чтобы потом приятно расслабляться

Нет

15.

Я выступаю в концертах реже других

Да

16.

Мне нравится присутствовать на занятиях других педагогов и слушать их замечания по поводу игры моих товарищей

Да

17.

Исполняя произведение со сцены, я бываю озабочен тем, какое впечатление произвожу на слушателей

Да

18.

К своей будущей профессии педагога я отношусь с восторгом

Да

19.

Со своими друзьями и близкими я мало говорю о своей будущей профессии

Нет

20.

Если бы была такая возможность, я вообще бы отказался от игры на экзаменах и перед всякими комиссиями

Да

21.

Я покупаю книги по педагогике и психологии чаще, чем другие

Да

22.

Я рассматриваю свою будущую профессию педагога как счастливую возможность общения с детьми

Да

23.

Мои друзья ценят мои замечания об их исполнении

Да

24.

В работе над произведением меня больше привлекают красота художественного образа и переживания, связанные с музыкой, чем тщательная проработка отдельных деталей

Да

25.

Мне нравится обсуждать с друзьями особенности исполнительского стиля различных музыкантов

Да

26.

Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр

Да

27.

Я играю в концертах лишь потому, что этого требуют педагоги

Да

28.

Я сильно волнуюсь во время публичного исполнения и выступление отбирает у меня очень много сил

Да

29.

Во время педпрактики в школе я предпочитаю Да давать учащимся произведения в механической записи, а не играть самому

ЗО.

Для того, чтобы я выступил в концерте или перед знакомыми, меня надо долго упрашивать это сделать

Да

III. Тест на отношение к композиторской деятель-

нос ти

Ключ

1.

Мне нравится переводить мои жизненные впечатления в музыкальные образы

Да

2. Записывая свои мелодии, я забываю обо

Да

всем на свете

3. Занимаясь дома на инструменте,

Да

я предпочел бы играть свои собственные

мелодии, чем музыку других композиторов

Да

4. На экзаменах и концертах я предпочел бы

выступать со своими собственными

произведениями, нежели чужими

Да

5. Из теоретических дисциплин мне меньше

всего нравятся гармония и анализ

музыкальных произведений

Нет

6. Я пропускаю занятия по теоретическим

дисциплинам чаще других

Да

7. Я стараюсь не играть на концертах чаще

других, потому что это отвлекает от творчества

8. На занятия по теории и композиции я

Нет

прихожу неподготовленным чаще других

Нет

9. Я пишу свою музыку нерегулярно

и не систематически

10. Я стараюсь выступать публично в семестре

Да

только ограниченное число раз, определенное

программой

11. На занятиях по композиции я прислушиваюсь

к мнению своего педагога

12. Мне нравится сам процесс создания музыки

Да

13. Мне не особенно нравятся публичные

Да

выступления перед аудиторией

Да

14. По сравнению с другими я изучаю много

музыки

Да

15. Я выступаю в концертах реже других

16. Мне бывает скучно на большинстве

Да

коллективных занятий

17. Создавая свою музыку, я думаю о том,

Нет

какое впечатление она может произвести

на будущих слушателей

Да

18. Читая произведения художественной

литературы, я нередко думаю о том, какими

музыкальными образами могло бы быть

передано их содержание

Да

19. Мне кажется, что в больших компаниях

всегда много суеты и лишних разговоров

Да

20. Настоящий музыкант может быть счастлив

только в уединении, где он может

предаваться своим музыкальным мечтам

и полету воображения

21.

Сочинение музыки для меня является важнейшей потребностью в жизни

Да

22. Меня мало интересуют партитуры пластинки с записями разных композиторов

Нет

23. Я ищу любой повод для того, чтобы сочинить и записать какую-либо мелодию

Да

24.

Я предпочитаю быть исполнителем хорошей чужой музыки, чем сочинять свою, но посредственную

Нет

25.

Разучивая чужие музыкальные произведения, мне нравится играть на них свои парафразы и вариации

Да

26.

Я сочиняю музыку потому, что это нравится моим родителям

Нет

27.

Мне нравится изображать в музыке портреты моих знакомых

Да

28.

Мне кажется, что если композитор сочиняет музыку, ему не обязательно сильно напрягаться и выкладываться

Нет

29.

Образы изобразительного искусства легко рождают во мне соответствующие музыкальные образы

Да

30.

Музыкальные образы, рождающиеся в моем сознании, для меня важнее, чем отточенная исполнительская техника

Да

IV. Тест на отношение к дирижерской деятель-

ности

Ключ

1.

Музыкальное искусство — большей частью коллективное, поэтому профессия дирижера в музыке должна считаться главной

Да

2.

Мне нравится быть в центре коллективного внимания

Да

3.

По натуре я человек общительный и легко лажу с людьми

Да

4.

Мне легко организовать людей для совместных действий

Да

5.

Я коллекционирую записи различных дирижеров для сравнения их между собой и поиска наиболее верного на мой взгляд исполнения

Да

6.

Занимаясь с педагогом, я редко предлагаю свой собственный вариант трактовки

Нет

7.

Коллективные занятия мне нравятся больше, чем индивидуальные

Нет

8.

Мне бывает трудно подобрать ключ общения с незнакомыми людьми

Нет

9.

Мои друзья считают меня веселым и общительным человеком

Да

10.

Я легко переношу конфликтные ситуации по сравнению с другими

Да

И.

Я высоко ценю искусство мимики и жеста

Да

12.

У меня часто бывают испорчены отношения с другими людьми из-за моей принципиальности

Нет

13.

Я пользуюсь любой возможностью, чтобы выступить где-нибудь с хором или оркестром

Да

14.

Часто без причин у меня может испортиться настроение

Нет

15.

Поездки на концерты и гастроли утомляют меня

Нет

16.

Если я чувствую приближение конфликтной

Да

ситуации, я предпочитаю спокойно обсудить проблему и никогда не срываюсь

17.

Я люблю рассказывать анекдоты в компаниях

Да

18.

Моя будущая профессия дирижера вызывает у меня серьезную озабоченность

Нет

19.

В кругу своих друзей я мало говорю о предстоящем выступлении

Нет

20.

Учась в школе, я охотно выполняю поручения, связанные с общением с другими людьми

г Да

21.

У меня довольно много книг о дирижерах

Да

22.

Вьполнение какой-либо работы в присутствии многих людей мало смущает меня

Да

23.

Я ищу любой повод для того, чтобы попрактиковаться с каким-либо хором или оркестром

Да

24.

Мне нравится работать над переводом музыкальной интонации в пластический жест

Да

25.

Обычно я знакомлюсь со многими партитурами помимо изучаемых в классе по специальности

Да

26.

Я бы хотел как можно чаще выступать с хором в концертах

Да

27.

Я выступаю в концертах только потому, что этого требует программа

Нет

28.

Я считаю, что во время исполнения хорового или оркестрового произведения дирижеру не обязательно выкладываться, потому что музыканты и без него знают, что надо делать

Нет

29.

На педпрактике, в детском лагере, в туристском походе я пользуюсь любой возможностью для организации коллективного музицирования

Да

V. Тест на отношение к музыковедческой деятель-

пости

Ключ

1.

Мне нравится читать книги о музыке

Да

2.

Часто играя или слушая музыкальное произведение, я пытаюсь передать его содержание словами

Да

3.

В школе учителя находили у меня определенные литературные способности

Да

4.

Мне больше нравится анализировать музыкальное произведение, чем его самому играть

Да

5.

Мне не очень нравится решать задачи по гармонии

Нет

б.

Я считаю, что знание теории музыки менее важно для музыканта, чем ее хорошее исполнение

Нет

7.

Я стараюсь не выступать перед публикой без особой необходимости

Да

8.

На занятия по теоретическим дисциплинам я прихожу неподготовленным довольно часто

Нет

9.

Меня больше привлекает совершенствование моего литературного стиля, чем игра на инструменте

Да

10.

Моя самая большая мечта — хорошо знать музыку всех стран и народов

Да

11.

Анализ музыкальных произведений не особенно интересует меня

Нет

12.

В литературных произведениях меня привлекает описание чувств их героев больше, чем развитие сюжета

Да

13.

Умные слова о музыке совсем необязательны для того, чтобы ее понимать

Нет

14.

Для того, чтобы стать хорошим музыкантом, необязательно знать культуру и искусство прошлых эпох

Нет

15.

Слушая музыку, я часто пытаюсь выявить ее структуру

Да

16.

Мне нравится предаваться размышлениям в спокойной и уютной обстановке

Да

17.

Мне нравится рассказывать моим друзьям разные истории о музыке и музыкантах. Они, как правило, с интересом слушают меня

Да

18.

Меня больше привлекает живая музыка, чем разговоры о ней

Нет

19.

Дома у меня неплохая библиотека по теории Да и истории музыки

20.

В моей будущей работе меня больше привлекло бы выступление с лекциями и докладами, чем работа, связанная с исполнительством

Да

21.

Я хожу на самые разные концерты чаще, чем другие

Да

22.

Я рассматриваю свою будущую профессию музыковеда как возможность нести людям свет знаний

Да

23.

Я не особенно стремлюсь изучать иностранные языки

Нет

24.

Мне нравится работать над литературным стилем рефератов и научных докладов

Да

25.

Я стараюсь не читать больше тех книг, которые необходимы по программе

Нет

26.

Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр

Да

27.

Я играю в концертах лишь потому, что этого требует программа обучения

Да

28.

Я считаю, что каким бы хорошим ни был музыкант, выступающий в концерте, слушателя надо специально готовить для восприятия музыки

Да

29.

На занятиях по педпрактике в школе я предпочитаю показывать музыку в механической записи, а не играть самому

Да

30.

Меня не надо упрашивать выступить где-нибудь, чтобы рассказать о музыке

Да

⇐ вернуться назад |