Музыкальная психология стр.83

—    поочередное проигрывание каждого голоса полифонического произведения;

—    проигрывание голосов по парам: сопрано — бас, сопрано — тенор и т. д.;

—    пропевание вслух одного из голосов с одновременным исполнением других голосов;

—    исполнение полифонического произведения вокальным ансамблем;

—    рельефное исполнение одного из голосов при намеренном затушевывании других (см.: 184. С. 61 —62).

Гармонический слух

Гармонический слух по определению Б.М. Тепло-ва, есть музыкальный слух, ориентированный на созвучия. Если полифонический слух и его развитие связаны с умением слышать музыкальную ткань по горизонтали, то гармонический слух отвечает за умение слышать звуки по вертикали. В силу специфики инструмента гармонический слух лучше развивается у пианистов, нежели у струнников, духовиков и вокалистов. Но значение этого вида слуха для деятельности всех музыкантов без исключения имеет большое значение, ибо законы музыкального мышления во многом определяются законами гарАчонических последовательностей. Гармонический слух развивается на основе ладового слуха, точного различения на основе особенностей ощущений, возникающих первоначально при слышании функций, тонических, доминантовых и субдоминантовых созвучий — трезвучий, септаккордов и их обращений.

Отличительные признаки аккордов одной группы, например, доминанты, бывает трудно описать словами так, чтобы было понятно: чем этот аккорд отличается от субдоминантовых звучаний. Единственный путь обучения навыкам подобного различения — ощущение качественных своеобразий этих аккордов. Поэтому развитие гармонического слуха оказывается связанным с продолжительным периодом многократного вслушивания в звучание различных аккордов, выявления на слух их эмоционального своеобразия в звучании. «Чем глубже проникает пианист в гармонический подтекст сочинения, — говорил выдающийся советский педагог А.Н. Оборин, — тем психологически углубленнее его исполнение». Те же слова можно отнести и к музыкантам всех других специальностей.

Следующие приемы и методы развития гармонического слуха вошли в практику современной музыкальной педагогики:

—    гармонический анализ музыкального произведения и вслушивание в звуковые структуры по ходу его исполнения в замедленном темпе;

—    извлечение из произведения гармонических экстрактов («спрессованных гармоний») и последовательное их проигрывание (метод, рекомендовавшийся А.Н. Обориным и Г.Г. Нейгаузом);

—    последовательное пропевание различных аккордов в мелодическом изложении:

—    варьирование фактуры произведения с сохранением его гармонической основы;

—    подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям;

—    транспонирование популярных несложных пьес в другие тональности.

Темброво-динамический слух

«Тембр и динамика — это тот материал, которым прежде всего творит исполнитель», — указывал Б.М. Теплов (175. С. 94).

В учении о двух компонентах высоты К. Штумпфа было установлено, что с изменением частоты колебаний простых звуков изменяются два свойства звука — высота и тембр.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒