Музыкант и его руки стр.5

Позвоночник весьма чувствителен к различного рода внутренним и внешним негативным воздействиям. Основные причины, вызывающие патологические изменения и боли в зоне позвоночника, — хронические переутомления, работа в неудобной позе, а также стрессы. Все перечисленные причины типичны для профессии музыканта. Физические перенапряжения провоцируют неправильно формируемые двигательные приемы (например, физиологически необоснованные действия рук, игра в неудобной позе) т.е. неправильная (нерациональная) постановка корпуса исполнителя как при игре стоя, так и сидя. О стрессовом состоянии не приходится и говорить

— музыканты подвержены ему постоянно.

Перенапряжения в мышечной сфере человека, вызываемые самыми различными причинами, более всего проецируются в области спины, особенно по ходу позвоночника — как в его верхней шейной и грудной части, так и нижней — зоне мышечных групп поясницы и тазовой части корпуса. В результате хронических перенапряжений мышечных групп спины позвоночник постоянно травмируется — позвонки сдавливаются, что приводит к деформации их дисков. В результате деформации позвонков, окончания нервных стволов, проходящих через весь позвоночник, периодически ущемляются. Это провоцирует зачастую весьма ощутимые болевые ощущения в различных зонах спины.

Зона позвоночника особенно подвержена остеохондрозу -«болезни века», как его называют медики- У детей в результате неправильного положения корпуса, особенно часто наблюдаемого при игре на музыкальных инструментах, развивается т.н. сколиоз — искривление позвоночника. «Боли в спине про должают поражать 8 из 10 взрослых, во всяком случае, время от времени, а для некоторых они становятся не проходящей проблемой» — утверждает всемирно известный специалист по заболеваниям спины н позвоночника д-р Гамильтон Холл.3

«Программа ухода за спиной, разработанная и изложенная д-ром Г. Холлом, позволяет научиться справляться с острыми приступами боли, постоянно контролировать состояние спины и вести обычный образ жизни, благодаря усвоению определенных привычек и выполнению специальных упражнений»,4

Учитывая исключительную ценность указаний и рекомендаций Холла, особенно для представителей музыкальных специальностей ввиду специфики их двигательных действий, автор предлагаемой работы считает необходимым подробно изложить основные — кардинальные положения системы Холла, с которой целесообразно ознакомиться каждому. Более того, многие упражнения, связанные с постановкой корпуса музыканта, будут базироваться на основе его указаний.

«Боль в спине, — утверждает Холл, — не является заболеванием — это одно из состояний человека». И далее, «Боль в спине не требует лечения — она требует контроля. Понимание этого является первым шагом в нужном направлении»… «Быстро снять механические боли в спине можно с помощью корректировки осанки и сразу же начатых упражнений».5

«Помоги сам себе», — таков эпиграф к книге Г. Холла «Ваш позвоночник».

Таким образом, болевые ощущения в спине в большинстве случаев являются результатом не влияния каких-либо внешних негативных факторов, а нерациональных действий самого человека: неудобная рабочая поза, перенапряжения в мышечной сфере, неадекватная реакция на стрессовые ситуации.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒