Музыкант и его руки стр.51

Какие рациональные способы работы для достижения необходимой двигательной свободы рук рекомендует современная методика, на базе каких мышечных ощущений рекомендуется воспитывать их двигательные действия?

На наш взгляд, в современной литературе, посвященной методике обучения музыканта-исполнителя, недостаточно внимания уделено предпостановочному периоду, связанному с постановкой корпуса, организацией двигательных действий всех его частей и их взаимодействием. По этой причине нахождение учеником оптимальных точек опоры как для всего корпуса, так и д ля отдельных его частей — особенно рук, происходит стихийно, неосознанно и, как правило, далеко не всегда рационально.

Это касается и проблемы воспитания начальных двигательных действий рук.

Рекомендуемые метода работы, в частности, связанные с двигательными действиями руки, начиная с ее подъема, обра щены, в основном, к внешней — чисто зрительной стороне процесса , в частности рекомендации, связанные с двигательными действиями руки, начиная с ее подъема. В подобном случае они рассчитаны на интуитивное постижение учеником основ двигательного процесса, без должного осознания конкретных двигательных ощущении в локальных мышечных группах, хотя именно это и должно стать основой воспитания управляемого двигательного аппарата.

В музыкальном исполнительстве интуиция играет исключительно важную роль, ибо она теснейшим образом связана с эмоционально-двигательной сферой музыканта. Однако при формировании у ученика первичных двигательных навыков, особенно на начальном — постановочном этапе, интуитивное начало далеко не всегда дает должные, а тем более стабильные результаты. Конечно, в данном случае многое решает природная интуиция ученика, его способность приспособления к сложнейшим формам двигательного процесса. Но даже у весьма небольшой в процентном отношении категории учеников, наделенных природной интуицией, незначительные, на первый взгляд, неточности, допущенные при формировании первичных постановочных (двигательных) навыков, приводят в дальнейшем к самым нежелательным последствиям — вплоть до профессиональных заболеваний. Что же касается учеников с недостаточной природной двигательной интуицией, то постижение первичных навыков без должного их осознания (ощущения) дается им значительно труд нее и, как правило, не приносит положительного результата. Отмеченные недостатки появляются в тех случаях, когда педагогика базируется на методе интуитивного постижения начинающим учеником первичных двигательных навыков.

Обратимся к конкретным методическим рекомендациям.

Например, работа М. Либермана и М. Берлянчика «Культура звука скрипача» (Москва, 1985). В ней представляет несомненный интерес раздел «Овладение штриховой техникой*. Что ка сается раздела «Методика обучения основным приемам звукоизвлечения», он вызывает определенные возражения.

Авторы отмечают, что приводимые ими рекомендации, связанные с воспитанием первичных двигательных навыков рук, «не следует рассматривать как исчерпывающие «рецептурные» описания единственных целесообразных средств формирования техники смычка. Они скорее намечают путь преемственности воспитания основ культуры звука скрипача с первых шагов его обучения, обращая внимание на самые существенные моменты» (с. 33).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒