На первой и четвертой схемах предыдущей страницы нет пи крестиков, ни ноликов. Это нужно понимать так: начинать аккорд, т. е. начинать ударять по струнам, следует с расположенной выше всех остальных отмеченной па схеме струны (в данном случае это пятая) и продолжать движение правой руки вниз по веем остальным струнам. На следующих примерах показано, что ударять нужно только по четвертой, третьей, второй и первой струнам:
На этих трех схемах, как и на четвертой схеме аккорда С с предыдущей страницы, не указаны номера пальцев. В большинстве случаев вы просто не сможете использовать неправильные пальцы. Кроме того, традиционная пальцовка не всем удобна, некоторые предпочитают собственную, более подходящую для них из-за физических особенностей их ладоней и/или пальцев. Однако я настоятельно рекомендую вам использовать для тех аккордов, которые вы сейчас разучиваете, именно указанную пальцовку.
На следующей иллюстрации показано, как аккорды С и С7 чаще всего изображаются на схемах и какими пальцами их нужно играть.
Первые аккорды
Мы начнем с аккорда С: сначала прижмите только первым пальцем вторую струну на первом ладу. Мягким нисходящим движением большого пальца правой руки легко прогладьте вторую и первую струны, одну сразу вслед за другой. Если при этом звук второй струны получится неясным, немузыкальным, прижмите се сильнее первым пальцем левой руки или передвиньте его ближе к первому порожку; если нужно, сделайте и то, и другое.
Исполняя простой удар по струнам большим пальцем правой руки, попробуйте остальные пальцы опереть на корпус гитары — это может оказаться более удобным. Благодаря этому движение станет мягче, потому что таким образом вы избегаете искушения вложить в пего силу всего предплечья руки. Ваши пальцы к тому же окажутся в более выгодной позиции для смены типов удара по струнам.
Продолжайте выполнять это упражнение дальше, поставив второй палец на второй лад четвертой струны и ударяя по всем четырем струнам. Когда вы будете удовлетворены получившимся звучанием, завершите аккорд С, добавив третий палец на третий лад пятой струны.
В аккорде С нужно ударить по всем струнам, кроме шестой. В аккорде С7 участвуют все шесть струн, как это видно на схеме. После того как вы освоили аккорд С, повторите весь процесс заново, изучая аккорд 07.
Сейчас вы уже готовы поочередно играть аккорды С и С7, добиваясь того, чтобы переход от одного аккорда к другому не занимал слишком много времени. (На этом этапе «небольшое время» — это примерно 4—5 секунд.) В конце концов вы научитесь менять аккорды почти мгновенно. Существует несколько моментов, которые облегчат вам работу над движением пальцев левой руки. Например, не стоит слишком высоко поднимать их при смене аккордов. Также внимательно следите, куда именно должен переходить каждый палец это поможет вам лучше подготовиться и облегчит расслабление запястья и пальцев. Но главное — не смущайтесь тем, что сначала на игру последовательности С—С7 вам потребуется очень много времени. Выберите тот темп их смены, который удобен для вас, но при этом обязательно ставьте пальцы достаточно крепко, чтобы звучание обоих аккордов было приятным и музыкальным