К концу правления Людовика XIV (ум. 1715) в истории гитары наступает переломный момент. Королевский двор становится к ней более равнодушным; широкое внедрение в музыкальную практику инструментов, обладающих большими техническими возможностями, приводят к тому, что престиж гитары как инструмента, предназначенного для исполнения профессиональной музыки, снижается. Однако она по-прежнему популярна среди любителей. Мадмуазель де Шароле на заказанном ею портрете представлена с гитарой в руках, слегка перебирающей ее струны. Ватто и Ланкре вводят гитару в изображение любовных сцен. И вместе с тем — это инструмент балаганных актеров и странствующих комедиантов!
Некоторые композиторы, подобно Кампиону, пытаются продолжить старую традицию. Франсуа Ле Кок, учитель игры на гитаре императрицы в Бивьере, а затем член Королевской капеллы в Брюсселе, создает серьезный труд (ок. 1730), оставшийся в рукописном виде. Различные нотные сборники, также неизданные и хранящиеся в Париже, свидетельствуют о том, что переложения песен и танцев для гитары не теряют своей ценности. Одновременно с этим авторы трудов, посвященных basso continuo, охотно допускают использование гитары. Примером может служить руководство Сантьяго де Мурсии «Краткие правила гитарного аккомпанемента», дополняющее сборник танцев (Мадрид, 1714).
Пабло Мингет (ум. 1801) – ученик Санса и Мурсии – не обходит вниманием гитару в своем труде «Общие правила и наставления» (Мадрид, 1752-1754). Приводя различные образцы известных типов табулатур, он сопровождает их нотной записью – яркий пример того, что новые процессы, происходящие в музыкальном искусстве, коснулись и Испании. Очевидно, что в дальнейшем «для гитары настанет черед медленного угасания».
Особенно глубокий кризис наблюдается в середине века. Неизвестный автор вспоминает: «Единственное, для чего еще использовали …теорбы, лютни и гитары… Эти допотоптые жалкие инструменты переделывали в виелы; таков конец их существования». Некий Анри Батон, парижский мастер музыкальных инструментов, специализируется в области такой переделки. Множество прекрасных гитар, непоправимо испорченных, безвозвратно погибает.
Можно задаться вопросом – чем вызвана такая нелюбовь к гитаре? Возможно, это связано с отсутствием композиторов, создающих музыку для гитары, а также с трудностями расшифровки табулатур. Поколение, воспитанное в традициях устной передачи исполнительских навыков, уходит в прошлое.
Джими Хендрикса приняли в Зал славы Fender
Легендарный американский гитарист Джими Хендрикс будет введен в Зал славы Fender. Как сообщает издание MusicRadar, торжественная церемония состоится 13 августа в Центре искусств города Темпе в штате …
Первая половина XVII века – период упадка.
С возникновением гитары с пятью рядами характер музыкальных произведений меняется. В значительной части Европы распространяется стиль разгеадо, занесенный из Испании, где он был популярен. Гитара …
Первобытная музыка
Происхождение слова «музыка» известно всем: от греческого «искусство муз». А вот вопрос о том, как возник этот вид искусства, еще в прошлом веке и начале нашего столетия …